Восприятие- это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами. Одной из главных проблем восприятия является проблема локализации-определения месторасположения объектов. Выделяют следующие особенности восприятии: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы.
Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2. по характеру целей деятельности- на непрозвольную и произвольную;
3. по продолжительности закрепления и сохранения материала- на кратковременную, долговременную и оперативную.
К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также хранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.
1. Запоминание-это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Воспроизведение-это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение и воспоминание.
3. Забывание-процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.
4. Хранение-фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
Внимание-это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение. А под сосредоточением –углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.
Следующие критерии внимания:
1. внешние реакции- моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала.
2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности
3.увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.
4.избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать.
5. ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.
Похожие публикации:
Восприятие величины предмета детьми с нарушениями слуха
Особенности константности восприятия величины предметов у детей с нарушениями слуха. У детей с нарушением слуха по данным исследованиям Э.С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выражена в младшем школьном воз ...
Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.
К наиболее упо ...
Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
Одним из лучших методов развития общительности индивида является социально-психологический тренинг (СПГ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они – средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуника ...
Навигация