Деловое общение и психодиагностика

Основы психологии » Деловое общение и психодиагностика

Страница 3

• часто ли говорит о себе в третьем лице;

• никогда не говорит и не признается в своих ошибках;

• боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;

• всегда ли видит все в черном свете,

• вечно ли поучает других как жить;

• постоянно пониженное настроение и др.

Следует отметить, что психологический портрет другого человека объективно составить подчас проще, чем составить представление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти задачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири — диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.

Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

Эта методика позволяет решить три задачи:

• установить степень выраженности свойств характера;

• описать зоны потенциального внутреннего конфликта;

• изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822—1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В своей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опубликования в 1908 г. французскими психологами Л. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.

Экспериментальные задания А. Бине превратил в тесты, установив шкалу, где каждое деление содержало задание выполнимое нормальными детьми определенного возраста.

В Германии Вильям Штерн (1871—1938) ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. "Ай-Кью"). Этот коэффициент соотносил "умственный" возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Несовпадение считалось умственной отсталостью, когда умственный возраст ниже биологического, либо одаренностью, если умственный возраст был выше.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психология в оперативно-розыскной деятельности
В Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление ...

Цели и задачи консультативной помощи
Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи. Консультирование обязатель ...

Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной де ...