Специфика профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойной службы

Статьи по психологии » Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы » Специфика профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойной службы

Страница 2

Третьей группой причин напряженных ситуаций в деятельности сотрудников подразделения конвоя являются факторы, относящиеся к содержанию деятельности (ее сложность, неопределенность поступающей информации, нечеткое доведение задачи, дефицит времени и др.), а также слабая практическая подготовленность сотрудников.

Следующей группой причин выступают особенности социально-психологических явлений в подразделении (конфликтность во взаимоотношениях сотрудников, неправильный стиль поведения руководителя, отсутствие психологической готовности к групповой деятельности и пр.).

Все это является индикаторами тревожности, неуверенности сотрудников в самоутверждении и занятии достойного места в новой социальной иерархии. Отсюда - состояние психологического дискомфорта. Ситуативное обострение этого состояния в сочетании с индивидуальными особенностями может приводить к срывам, крайней степенью проявления которых становятся формы агрессии и аутоагрессии.

Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность.

В литературе по юридической психологии выделяют три группы факторов, отрицательно влияющих на личность сотрудников правоохранительных органов: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

* детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

* наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

* корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

* повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

* психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий. Неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

* необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

*неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

* недостаточная профессиональная подготовленность;

* специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

* профессиональный опыт;

* профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

* особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

* изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

* неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Биография Э. Берн
Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде. ...

Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности ...

Структура психологического воздействия
В настоящее время существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагается как еще один способ описания диалога, ориентированный на его социально-коммуникативную прир ...