Заключение

Страница 1

Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теории личности имеют отношение не только к общему функционированию индивидуума, но также к индивидуальным различиям между людьми.

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Значение теории личности для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейд выделял три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознанию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отдельно от реальности).

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную основу. Суперэго состоит из двух структур – совести и эго-идеала.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Фрейд выделял несколько типов тревоги и полагал, что она играет роль сигнала, предупреждающего эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитных механизмов (вытеснение, регрессия, сублимация и др.). Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

Многие психоаналитические концепции до сих пор нуждаются в строгой эмпирической проверке. Фрейд обосновал эмпирическую валидность своей теории на основе клинических наблюдений над пациентами в ходе терапии.

Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относительно природы человека. В ней нашли выражение:

Ø Сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости;

Ø Умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституционализма и проактивности;

Ø Незначительная приверженность принципу субъективности.

[1] Джон Эрнст «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда». – М., 2004 г., стр. 28 – 46.

[2] Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 110.

[3] Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 110-111.

[4] «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль» / сост. Лейбин В. М. - М.: «Республика», 1994 г. стр. 35.

[5] З. Фрейд «Я и ОНО». – М., 1980 г., стр. 80.

[6] Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: «Педагогика», 2006 г., стр.363.

[7] Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 113.

[8] Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 115.

[9] «З. Фрейд. Психология бессознательного». Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. – СПб., изд. «Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 433.

[10] З. Фрейд «Лекции по психоанализу». Лекция № 31, М. 2005 г., стр. 334.

[11] З. Фрейд «Лекции по психоанализу». Лекция № 31, М. 2005 г., стр. 338.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Концепция невротической личности К. Хорни
Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодок ...

Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе. К наиболее упо ...

Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое ...