Свойство, прямо противоположное застенчивости – беззастенчивость.
Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. По различным основаниям можно выделить пять групп.
Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения. Вот что говорят о таких своих сверстниках студенты, поясняя, за что поместили их в разряд беззастенчивых: «Напор и быстрота действий, неиссякаемая энергия, безудержность, импульсивность, отсутствие контроля над словами; выступает, когда это не нужно; беззастенчивость лишь в смысле «недержания речи».
Вторая группа – плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение. «Нет чувства такта и меры, экстравагантность заменяет элементарные правила поведения; отсутствие культуры общения – может прервать разговор, не извинившись; неприятная навязчивость, как своих идей, так и в стремлении быть „своим парнем" в любой группе».
Третья группа – возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные и навязчивые. «Говорит, когда хочет, что хочет, как хочет; никогда не теряется, даже выставляя свою личную жизнь и интимные ситуации напоказ, афиширует свои чувства; навязчивая бесцеремонность, беззастенчивость, доходящая до хамства».
Четвертая группа – люди морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова. «Не существует ограничений в моральном плане, высшая степень самовлюбленности и наглости; не стесняется прервать любую беседу, хотя внешне вежлив; держится за свое, чего бы это ему ни стоило». От всех остальных эту группу отличают внешняя вежливость, подхалимство перед старшими и грубость с младшими.
Пятая группа – неадекватно адаптированные застенчивые: те, кто, пытаясь преодолеть застенчивость, впадают в другую крайность. «Преодолевая застенчивость, комплексы, доводит свободу общения до беззастенчивости; застенчивость у него, как и у каждого человека, есть, но она подавлена внешне развязным поведением».
Если ребенок или подросток становится беззастенчивым по совокупности причин, то привести его к нормам человеческого общежития довольно сложно.
Четкая дифференциация групп облегчает выработку рекомендаций и тактики коррекционной работы с застенчивыми людьми. Следует подчеркнуть, что человек, постоянно испытывающий застенчивость, воспринимающий ее как недостаток или даже порок, стремящийся во что бы то ни стало избавиться от нее, должен осознать, что это такое же обычное свойство, как, например, тревожность. Нередко оно воспринимается людьми как скромность, деликатность, то есть как положительная черта.
С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые люди вырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличает спасительная пунктуальность и педантичность.
Похожие публикации:
Арабо-язычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церк ...
Общая характеристика понятия мотивов и
мотивации в психолого-педагогической науке
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими обр ...
Основные
формы мышления
Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия [11].
Общими понятиями называют те, которые охваты ...
Навигация