Заключение

Страница 1

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявило у них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность и агрессивность.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей.

Необходима также комплексная работа психолога, социального работника и др. с алкогольно зависимой семьёй.

[1] Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: «УРАО», 1998. С.113.

[2] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 1997. С. 217.

[3] Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана — СПб., 2002. С. 326.

[4] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997. С. 356.

[5] Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. С. 152.

[6] Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское психологическое общество. 1998. С. 18.

[7] Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. С. 84.

[8] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002. С. 114.

[9] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 48.

[10] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 51.

[11] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 75.

Страницы: 1 2

Похожие публикации: