Характеристика процессов памяти

Психология личности » Характеристика процессов памяти

Страница 1

Запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени), воспроизведение (это активизация закрепленного ранее содержания психики), узнавание (сопровождающие процессы памяти явления психики, позволяющие им более эффективно функционировать). Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои особенности , свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации; 2. быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования. 3. точность – хар-ка П, кот показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности человека удерживать опред-ное время в своем сознании нужную инф-цию 5. готовность - свидетельствует о предрасположенности человека и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную инф-цию.

Мышление – наиболее сложный обобщенный психический процесс, отражениея внутренних логических взаимодействий предметов и явлений. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово. Рассмотрим основные фазы мыслительного процесса. Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Но сама установка проблемы является актом мышления, возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решения задачи осуществляется различными многообразными способами - в зависимости от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении. Сначала приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания. Процесс мышления всегда опирается на имеющиеся знания, которые привлекаются для решения задачи. Часто задача решается с помощью автоматически установившихся приемов. Такие автоматизированные схемы часто играют существенную роль в процессе мышления. Решение сложных задач, особенно возникающих впервые, часто совершается на основе гипотез. Гипотеза, конечно же, требует проверки. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки гипотезы располагает мысль. Когда проверка гипотез заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждения по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы. По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется"по преимуществу подвижными динамическими отношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того, как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы - автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс. Характеристика мыслительных операций: это выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения конкретных задач. Это разделение сложного явления на простые элементы (выявление структуры объекта) – это отделение существенного от несущественного. Анализ позволяет ответить на вопрос, какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются и синтезируются. Синтез – это объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных, в определенном отношении, связей между ними. Человек в своем процессе познания начинает с первичного синтеза и далее на основе анализа начинает вторичный синтез и таким путем получает новые знания о целом объекте. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе. Анализ и синтез взаимосвязаны. В течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство либо анализа, либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза. Сравнение – то установление, сходство или различие между объектами. Познание окружающего мира начинается с сравнения различных объектов, сопоставления их друг с другом. Эта операция используется как средство оценки объекта какого-либо отношения, средством установления происходящих изменений в них. Без сравнения нельзя выделить существенные стороны, синтезировать их по определенному признаку. Обобщение – рассматривают как центрально-мыслительную операцию, которая заключается в соединении наиболее существенных признаков объекта, в результате чего раскрывается сущность явления Может происходить на 2-х уровнях: 1. Соединение сходных предметов по внешним признакам называется генерализация. 2. Когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. С помощью обобщения человек может предвидеть будущее и ориентироваться в конкретном. Обобщение начинает формироваться при возникновении представлений, но в полной форме фиксируются в понятиях. Благодаря обобщениям окружающая действительность отражается в чистом виде, происходит отличение от всего случайного. Правильные обобщения приводят к пониманию явлению, оно освобождает знание от частности, от чувственной конкретности и то дает возможность использовать знание в конкретной новой ситуации. Абстракция – отвлечение от чего-то. Это разделение объектов на определенные признаки и выделение в них существенных отдельных сторон. Абстракция – выделение существенного от несущественного. Связана с мыслительной перегруппировкой элементов или связей. Все абстракции это понятия. Способность к абстрагирующей деятельности лежит в основе воображения и предвидения. Классификация – то объединение предметов в группы на основе их общих признаков и существенных. Систематизация – это группировка предметов с выделением более мелких подгрупп, видов. Систематизация может проводится и по малым существенным признакам. Формы мышления являются итогом мыслительного процесса. К ним относятся: суждение; умозаключение; понятие. Суждение – это форма мышления, в которой отражают связи предметов и признаков. Суждения бывают истинными или ложными. В суждениях различают субъект, т.е. предмет о котором что-либо утверждается или отрицается и предикат – то, что утверждается и отрицается. Основная информация несет в себе предикат. С точки зрения суждение несет в себе ответ на определенный вопрос. Суждение выражается в предложении, но предложения могут быть и неполными, содержащие только предикат суждения, а субъект суждения предполагается из общего контекста. Предложение вне контекста может неадекватно выражать смысл суждения и в нем могут не совпадать подлежащие субъектом суждения (Я не делал того = совпадать, если сделать ударение на «Я» – предикат суждения). Если истинность суждений вызывает сомнение, то мышление приобретает форму рассуждения, в которой включаются ранее проверенные факты и системы умозаключений. Умозаключение - это вывод нового суждения из ряда других суждений, т.е. получение новых знаний из имеющихся. Виды умозаключений: Индуктивные – вывод общего суждения из ряда частных суждений. Дедуктивное умозаключение – от общего вывода к частным суждениям. Умозаключение по аналогии – от одних частных случаев к другим частным случаям не дают достоверного знания и требуют проверки. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективн ...

Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй полови ...

Психологическая коррекция
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов. В этот период пси ...