Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы

Страница 2

Клиническая модель групповой социальной работы базируется на двух доминантах, используемых в групповой работе, — средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план, лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

К основным видам социальной работы с группой относится следующее.

Группы восстановления.

Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр и обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.).

Группы восстановления умений. Основная цель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика и т.д.).

Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней и внешней политики.

Посредничество. В основе этого вида работы — теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает в себя: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать сущность проблемы, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

Дрейкфорд выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи: ответственность; стандарты; конфессия; непрофессионализм; программа действий.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.

В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов (индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющие детей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетических больных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).

Терапевтические группы. Основная цель данного подхода — на основе групповой динамики регулировать развитие и компетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели: помогает развивать интерперсональные умения; развивает основные этапы личностного роста; помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем; улучшает проблемы индивидуальных различий.

Индивидуальные и групповые цели получают развитие в период групповых сессий, встреч. В группе происходит обсуждение ее функций, дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В процессе группового обсуждения проектируются модели оптимального социального функционирования, происходит стабилизация эмоционального напряжения. Руководитель, терапевт, фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые продуктивные модели поведения, взаимодействия, социального обмена. В работе используются психоаналитические подходы, поведенческие, клиент-центрированные подходы.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективн ...

Исследования представлений студентов о карьере
Ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, ...

Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматривает необходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе ...