Другим классом свойств субъекта и объекта симпатии являются свойства личности. По данным одних исследователей, так же, как и в случае с установками, сходство играет положительную роль, по данным других — более важна взаимодополнительность потребностей сферы или соотношение, названное принципом дополнения т. е. ориентация на те личностные характеристики, которые слабо выражены у субъекта (например, робкий человек будет особенно симпатизировать смелому).
В целом же влияние соотношения личностных характеристик, весьма важное на последующих этапах общения в первый период оказывает на эмоциональные отношения довольно слабое воздействие. По-видимому, степень влияния в начальный период определяется, помимо всего прочего, возможностью быстро опознать то или иное свойство. В этом смысле личностные характеристики представляются наименее доступными, установки — более открыты, а легче всего опознаются социально-демографические характеристики объекта — его классовая, этническая принадлежность. Не случайно и сходство по этим характеристикам играет существенную роль в возникновении симпатии.
Таким образом в большинстве случаев симпатия возникает согласно принципу сходства. Причины столь большого влияния сходства на симпатию до сих пор до конца не ясны.
Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием «гарантировать» себе хорошее отношение со стороны партнера. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем. Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения.
Похожие публикации:
Необихевиоризм Э. Толмена и Б. Скиннера
Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеровская камера) перед ним при освещении пластмассового диска с другой стороны. В от ...
Общие этические принципы и характер делового
общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководител ...
Методы поведенческой терапии в группе
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социаль ...
Навигация