Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии

Статьи по психологии » Симпатия и эмпатия » Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии

Страница 1

Большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой партнер.

Методики «поддельного незнакомца» . Она состоит в следующем: на первом этапе исследования замеряются предпочтения испытуемого по отношению к различным объектам, на втором — ему предъявляются результаты измерения установок какого-либо другого человека на те же объекты. В действительности эти данные фиктивны, «результаты» представляют собой лишь ту или иную степень приближения к собственным установкам испытуемого. На третьем этапе работы измеряется симпатия испытуемого к человеку, якобы заполнявшему вопросник, причем никакой дополнительной информации респондент обычно не получает.

Это позволяет сделать вывод о существовании прямой пропорциональной зависимости между степенью сходства установок и уровнем симпатии.

Но данная закономерность справедлив лишь в тех ситуациях, когда общения фактически нет, оно находится на «нулевой» стадии. Как только начинает развиваться реальный процесс общения, закономерности резко усложняются — сходство по важным для субъекта установкам влияет больше, чем сходство по неважным, совпадение по обобщенным установкам воздействует сильнее, чем по сугубо конкретным, и т. д. Прямая зависимость симпатии от степени сходства установок нарушается и в тех случаях, когда человек может возразить субъекту несходных установок, может попытаться переубедить его и т. д. Более важное значение имеет не сходство самих установок, а совпадение способа их обоснования, например прагматического или этического .

Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у человека уже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесь только снижает симпатию, когда объект более успешен, чем субъект по какой-либо значимой деятельности и в ряде других случаев.

Однако, несмотря на серьезные ограничения принципа сходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. С чем может быть связана такая зависимость?

Прежде всего надо проверить возможность обратного влияния симпатии на сходство установок, реальное или воспринимаемое. Действительно, хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки, сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения при наличии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двух людей, как правило, сближаются.

Однако эта зависимость не отменяет того факта, что начальное сходство установок двух людей способствует появлению симпатии между ними.

Зависимость между симпатией и сходством установок может быть объяснена с точки зрения теории социального сравнения стремлением верифицировать свои взгляды. Кроме того, сходство установок по ряду позиций, обнаруженное в начальный период общения, может служить основанием для прогноза поведения и реакций другого человека — зафиксированное в условиях дефицита времени сходство, пусть даже и по несущественным вопросам, экстраполируется и на другие, более важные аспекты жизнедеятельности, служит своеобразным сигналом наличия согласия по широкому кругу имеющих для субъекта принципиальное значение проблем. Наконец, обсуждаемая зависимость может быть следствием воздействия третьей переменной. В качестве такой переменной могут выступать характеристики среды, в которой развивается процесс общения, — пространственная близость, принадлежность к одной субкультуре и т.д. Сходство взглядов приводит к выбору одинаковой среды, общность же среды стимулирует рост симпатии.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Основные методы группового консультирования
Методы группового развития. Данный групповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов, межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающей среды. В центре групповой работы — личностный рост клиенто ...

Правила деловой переписки
Другая важная часть делового этикета — служебная переписка. Конечно, каждое деловое письмо должно быть строго индивидуально. На него накладывают отпечаток прежде всего адресат, конкретная ситуация, личность и должность пишущего. Подход к ...

Основные процессы памяти
К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания ...