Диагностика взаимоотношений в спортивной команде

Статьи по психологии » Социально-психологический климат в спортивной команде » Диагностика взаимоотношений в спортивной команде

Страница 1

Психология не может стать прочной

и точной, как физические науки,

если не будет базироваться на эксперименте и измерении.

Д.М. Кеттел [3].

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология"

, целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.

Одно из значений термина "диагноз" в переводе с греческого языка — "распознавание". Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Спортивная психодиагностика

- это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психи­ческих особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов.

Практическое использование психо­диагностики в спорте позволяет решать следующие задачи:

- обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд;

- определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;

- разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку;

- разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.

Современная социальная психология обладает значительным арсеналом различных методов и методик, число которых продолжает расти. К известным методикам следует отнести социометрию, систему взаимооценок и самооценок, различные «рейтинговые» шкалы, социодраму, наблюдения, беседы, интервью, анкеты. Здесь дается краткое описание, техника применения и обработка некоторых из них.

1) Методика исследования отношения спортсменов к тренеру. Для выявления отношений спортсменов к тренеру можно использовать шкалу «ТС-1», разработанную и описанную Ю. Л. Ханиным и А. В. Стамбуловым (1967 г.).Суть ее состоит в том, что спортсмен, отвечая «да» или «нет» на 24 утверждения шкалы, в конечном счете дает оценку тренеру по трем параметрам взаимоотношений:

1) гностическому, характеризующему тренера с профессиональной стороны;

2) эмоциональному, отражающему роль тренера в создании хороших отношений, поддержке, внимании и т. д.;

3) поведенческому, создающему представление об особенностях внешнего поведения и общения тренера со своими учениками.

2) Социодрама. Метод социодрамы почти не нашел применения при изучении межличностных отношений в спорте.

Основное содержание этого метода заключается в том, что психолог или тренер, определив рамки действия и распределив роли между членами команды, предлагает спорт-

смену в той или иной заданной ситуации в соответствии с принятой ролью вести себя так, как:

— повел бы себя в жизни;

— хотелось бы вести себя;

— ждут близкие люди.

Проигрывание ролей происходит импровизированно, без всякой подготовки. Спонтанные высказывания субъекта, которому «подыгрывают» психолог или тренер, члены спортивной группы, помогают ему освободиться от напряжения. В то же время социодрама позволяет вскрыть конфликтные отношения в группе, восстановить ее равновесие, найти психологическое объяснение различным поступкам субъекта, выявить причины негативных эмоций.

3) Социометрия. Самым популярным и широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных командах является метод социометрии. Его популярность, видимо, объясняется не только простотой, доступностью проведения, но и надежностью полученных данных.

«Малой группой» в спорте является любая спор­тивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к ли­цу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаи­моотношений в спортивных командах является социометрия. Озна­комиться с методикой социометрии полезно каждому практическому работнику сферы спорта. Знание принципов социометрии помогает руководителю в принятии управленческих решений, а тренеру — в его воспитательной деятельности, в создании сплоченной команды и руко­водстве ею во время тренировок и соревнований. Социометрия предна­значена для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной де ...

Содержание и эффекты межличностного восприятия
Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (харак ...

Ведущий канал восприятия: понятие, виды
По Андриенко Е.В. межличностное восприятие- процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками. Сущность восприятия заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных ...