Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет

Статьи по психологии » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей » Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет

Страница 2

Так как у детей наблюдается часто нарушение чувства ритма, то музыкальные занятия направлены в первую очередь на восстановление именно этого чувства. Использование музыкальных инструментов дает возможность развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, эмоциональность.

Эти игры и занятия способствуют усвоению ребенком правильных форм поведения, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, формированию положительных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости. В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога и ребенка.

Большой эмоциональный всплеск дети получают от сказки-терапии, при постановки сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности маленького ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной. Занятия по изобразительной деятельности приобщают малышей к миру прекрасного, развивают креативность (творческое начало личности), формируют эстетический вкус, позволяют ощутить гармонию окружающего мира. Так же эти занятия несут в себе и элементы психотерапии – успокаивают, отвлекают, занимают.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства и эмоции: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Все эти чувства регулируют настроение ребенка, его самореализация в творчестве дает положительный заряд эмоций, что в свою очередь замечательно сказывается на физическом и психическом здоровье малыша. С помощью рисования, лепки и аппликации можно извлечь много положительных моментов, использовать их в терапевтических, психологических и воспитательных целях. Например, пальчиковое рисование – это приятный процесс, своеобразная детская терапия, которая подарит не только радость ребенку, но и окажет на него полезный терапевтический эффект, что в свою очередь скажется на здоровье малыша. С точки зрения психологии пальчиковое рисование благоприятно воздействует на психику ребенка, эффективно избавляет его от накопившихся стрессов, ранних страхов и беспокойства. В то же время пальчиковое рисование развивает мелкую моторику, так в труде работают пальчики малыша, они развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Работа с красками, пластилином, яркими картинками приносит ребенку большую пользу: учит его новому, чему-то необычному и интересному, развивает, активизирует речевую и познавательную деятельность, помогает пробудить фантазию. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не результат. Для ребенка творчество – это процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому.

При проведении всех занятий и игр наблюдались действия детей (принятие и понимание дидактической задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность), а также показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты наблюдений показали, что в трехлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценивать свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске взрослого. Все это приводит к всплеску эмоций, что формирует эмоциональную отзывчивость малыша.

Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Знакомство с новым коллективом
Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологическо ...

Конструктивные функции конфликта
Все конструктивные (как впрочем, и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить на: общие функции конфликта — имеют место на различных уровнях социальной сист ...

Содержание бессознательного
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практическ ...