Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей

Статьи по психологии » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни малыша являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного и эмоционального развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее развитие ребенка.

Педагоги, психологи и физиологи открыли огромные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства, а именно возраст трех лет для всего дальнейшего формирования эмоциональной личности ребенка. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Актуальность выбранной нами темы работы «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет» объясняется тем, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего – ребенка. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

ОБЪЕКТ исследования – воспитание трехлетних детей.

ПРЕДМЕТ исследования – формирование и развитие эмоциональной отзывчивости трехлетних детей.

ЦЕЛЬ исследования – теоретически обосновать педагогическую деятельность, направленную на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет в условиях МУЗ «Городской Дом ребенка».

Цель исследования обусловлена следующими ЗАДАЧАМИ:

1. На основе теоретического анализа научной литературы по нейрофизиологии, психологии и педагогике выяснить:

- нейрофизиологические и психологические особенности детей трех лет, как предпосылки формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей;

- эффективные педагогические средства воспитания эмоциональной отзывчивости у детей трех лет.

2. Обобщить и систематизировать выявленные теоретические знания и составить методические рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости трехлетних детей.

Согласно объекту, предмету, цели и задачам исследовательской работы была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: Эмоционально отзывчивый ребенок находится в пространстве комфорта: душевное (эмоциональное) благополучие маленького человечка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. Она должна сформировать у малыша чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Это чувство способен дать малышу только взрослый – любовью, заботой, вниманием, участием в его жизни. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передавая социальный опыт и знания об окружающем мире.

Похожие публикации:

Невербальное взаимодействие как составляющая технологий убеждения
Межличностная коммуникация и явление убеждения происходит не только на уровне передачи словесной информации. Обмен сообщениями между собеседниками обычно происходит на двух уровнях — на уровне «содержания» и «отношения». На уровне «содерж ...

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения
Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения. Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение пр ...

Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует ...