Заключение

Итак, подведем краткий итог нашей работы. Анализ имеющейся литературы выявил следующую проблему: как в отечественной, так и в зарубежной науке исследования потенциальной опасности пассажиров осуществляются преимущественно в закрытом режиме. Некоторые из данных материалов становятся достоянием многих лиц, некоторые так и не покидают стены учреждения. Хочется отметить, что психологи в системе правоохранительных органов, несмотря на высокую квалификацию, часто обладают слишком узкой специализацией, что в известной степени замедляет продвижение новых идей в данной среде. С данной точки зрения представленная работа может иметь определенный интерес.

Изучив проблему девиаций поведения применительно к вопросу авиационной безопасности, мы пришли к выводу, что отклоняющееся поведение – чрезвычайно массивная и сложная категория, и в рамках данного исследования мы лишь описали то, как различные виды отклоняющегося поведения проявляются в условиях аэровокзального комплекса. Отметив основные направления, мы оставляем богатую почву для дальнейших исследований.

Наше исследование показало, что существует устойчивая взаимосвязь между проявлениями девиантного поведения и потенциальной опасностью пассажиров. Также мы выявили различия выборок неопасных и потенциально опасных пассажиров с достаточно высоким уровнем значимости.

Следовательно, нам удалось доказать зависимость потенциальной опасности пассажира и наличием у него ряда специфических признаков, свойственных для отклоняющегося поведения.

Особо подчеркнем, что с точки зрения девиантологии любые опасные действия пассажиров в аэропорту так или иначе подпадают в категорию отклоняющегося поведения: вандализм, злоупотребление ПАВ или поведение террористической группировки – все эти и многие другие примеры опасных действий имеют похожие причины и проявления. Таким образом, возникает вопрос о практической ценности нашего исследования.

Эмпирически связь между потенциальной опасностью пассажира и признаками у него девиаций очевидна: практическая же ценность нашего исследования представляла собой задачу разработки методики, реально применимой в аэропортах с целью комплексной проверки пассажиров, так или иначе привлекших внимание сотрудника службы безопасности. Наша методика «Потенциально опасный пассажир» не претендует на абсолютную методологическую состоятельность. Более того, в силу некоторых её особенностей (основана на наблюдении, неразрывно связана с личностью конкретного исследователя), полная её стандартизация не представляется возможной. Верификация методики возможна путем широкомасштабного исследования, направленного на её апробацию в условиях различных аэропортов. В рамках данной работы мы лишь предлагаем рабочий вариант такого инструмента.

Таким образом, доказательство нашей гипотезы представляет собой не просто доказательство наличия взаимосвязи между потенциальной опасностью пассажиров и девиациями поведения, а опосредованно подтверждает валидность нашей методики.

Подводя итог, можно сказать о неоднозначности нашего исследования. В силу своей специфики понятие потенциально опасного пассажира в своей сути не может быть однозначным.

Сфера деятельности сотрудников службы безопасности категорически запрещает формализм: каждый подозрительный пассажир может оказаться опасным. Наша методика призвана систематизировать признаки потенциальной опасности пассажира и упростить выявление таких пассажиров: от этого напрямую будет зависеть безопасность воздушных сообщений.

Похожие публикации:

Личностное и эмоциональное развитие
Личностное развитие. Начало раннего возраста связано с "кризисом одного года". Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать ...

Основы общей психопатологии
Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В то же время психическое здор ...

Теория Л.С. Выготского и Гальперина
Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структур ...