Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Статьи по психологии » Взоимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте » Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Страница 1

Как известно, на стыке перехода от дошкольника к младшему школьнику у ребенка происходит кризис 7-ми лет. Это кризис саморегуляции.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. [6.]

Ребенок нуждается в уважении со стороны взрослых, сверстников, учителей, родителей. Любой младший школьник требует это уважение, он желает чтобы к нему относились как к взрослому и самостоятельному человеку и если он видит что он понят и его потребность удовлетворенна, то тогда он строить отношения с этим человеком на основе понимания. Д. И. Фельдштейн отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. [26. 38-46., с. 38-46.] Это еще раз подтверждает, что ребенок только формирует отношение самого к себе, он начинает замечать не идеальность своей внешностью, фигуры, статуса, сравнивать себя с другими, здесь берут начало детские комплексы, которые могут крепко засесть в сознании личности.

Ребенок, обретя некую самостоятельность в школе, начинает рефлексировать себя как личность. У него появляется желание иметь на все свою точку зрения, появляется суждение о своей социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и получению обратной связи от значимых для него людей.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. [6.]

С наступлением периода среднего детства существенные изменения происходят в сфере социальных взаимодействий. При этом характер социального взаимодействия младших школьников существенно меняется от времени вступления в школу к концу периода среднего детства.

Психологи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. [22.]

Сфера общения со сверстниками, как правильно выделила Л. Валькова, кроется в мотивации выбора партнера младшими школьниками все еще остается потребность в игровом общении. [24] Однако многие школьники мотивируют свои выбор внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама дружит с его мамой» и т.д. [22.] В 3-4 классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями и чем глубже ребенок «включен» в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. [15.]

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной успеваемостью
В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция ...

Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношен ...

Методы поведенческой терапии в группе
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социаль ...