Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Статьи по психологии » Взоимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте » Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Страница 2

С возраста 10 лет группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни ребенка, он беспрекословно соответствует их стандартам, нормам, правилам, что порой может приобрести форму «религиозного преклонения». [18] Дети объединяются в группы по интересам, иногда они могут носить жестокий характер, для вступления в которые они используют шифры, коды, тайные знаки. Они стремятся обособить себя от мира взрослых, идет тенденция к нарушению правил и норм морали.

Однако, как утверждает Фельдштейн Д. И., существует другая тенденция объединения детей в группы – это национальная принадлежность. [26, 38-46., с. 38-46.]

Общение у младших школьников складывается по интересам, чем выше у личности социометрический статус, тем больше вокруг нее тех, кто беспрекословно следует всем желаниям. Такое общение не всегда благоприятно сказывается на тех кто не обладает лидерскими способностями, но отступив от принятых норм личность рискует быть в лучшем случае «исключена» из группы, в худшем униженна.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявление «слабых», униженных и отвергнутых личностей и дальнейшая их психологическая коррекция с целью повысить самооценку ребенка для достижения достойной позиции в обществе.

Тревожность и страхи окружают личность с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, некоторые со временем проходят. На каждом этапе психофизиологического взросления человека наступает новая ступень страхов и как выяснилось, они имеют свой гендерный аспект, с которыми он должен научиться бороться. Чувство тревоги, в оптимальном соотношении, защищает личность, предупреждая ее об опасности, но при высокой или даже критически высокой тревожности это может привести к клиническим последствиям. Поступление ребенка в школу ведет за собой ряд страхов, следственно и тревог, ему в краткие сроки нужно освоить новые социальные роли, правила, обязанности, - в этот момент важно поддержать и помочь школьнику постепенно ввести его в новый незнакомый мир. Взрослые должны быть предельно осторожны в общении с детьми, т.к. они сами могут навязать ему тревогу и страхи.

С помощью социометрии можно провести множество измерений на группе: статус, сплоченность, взаимность и т.д. По результатом, с легкостью можно выявить тех детей, которые нуждаются в помощи. Социометрия выявляет лидеров (формальных, не формальных), отвергнутых, принятых . можно проследить связи детей, количество подгрупп, взаимность отношений. Дети с оказавшимся низким статусам имеют проблемы в каких либо сферах, что очень важно заметить вовремя. Любой школьник младшего возраста нуждается в понимании и одобрении родителей, учителей, только в том случае он в будущем будет иметь благоприятный статус. Процедура позволяет увидеть потаенную систему межличностных отношений.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка
Современое дошкольное образование в Республике Беларусь изменяет свое отношние к ребенку, воспитаннику дошкольных учреждений. Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здо ...

Основные особенности дошкольного возраста
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочк ...

Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношен ...