Виды памяти и их особенности

Страница 5

Первые сведения о локализации психических функций в мозге были получены путем наблюдений за больными, перенесшими мозговые травмы. При этом было установлено, что повреждения затылочных долей мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей — эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и т. п.

Но, к всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждение мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

В самое последнее время стали известны два новых обстоятельства, которые позволяют надеяться на решение проблемы информационного центра психики. Во-первых, обнаружилось, что при прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вдруг вспоминал то, что давно забыл, и легко продолжал помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось. Но вопрос о том, где хранится ранее полученная информация, остается без ответа.

Окончательное же решение проблемы памяти станет возможным только после разрешения длящегося всю историю психологии и физиологии спора о физической природе носителей информации в мозге (белки, молекулы).

Если провести аналогии человеческого мозга и компьютера, в устройствах накопителей и носителей памяти мы сможем увидеть некоторые аналогии, которые помогут найти пути к улучшению функционирования нашего «биокомпьютера».

Долговременную память можно ассоциировать с винчестером с той поправкой, что емкость «мозгового винчестера» практически неограниченна. Прежде чем записаться в долговременную память, информация обязательно должна пойти через блок оперативной памяти, куда она поступает через устройства ввода. Получить «запомненную» жестким диском информацию можно на устройствах вывода, куда она также приходит через посредство оперативной памяти.

Сбои в механизме памяти могут произойти, если повреждена сама долговременная память (мы в данном случае этот вариант не рассматриваем), либо если процессор не в состоянии найти нужную информацию, поскольку она «затерялась» среди «сваленных в кучу», не систематизированных других файлов. Информация может не пройти к месту постоянного хранения если ее не в состоянии адекватно воспринять устройство ввода либо если перегружена или неправильно функционирует блок оперативной памяти. То же самое и при выводе информации – она не прочитается из-за несовпадений в кодировке, из-за сбоев в оперативной памяти либо вследствие плохого контакта – ненадежности связей между разными блоками системы получения, хранения, поиска и воспроизведения информации.

Но вернемся к нашему «биокопмьютеру» и попытаемся уяснить, как улучшить функционирование «блока памяти».

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая подготовка ребенка к школе как качественно новому периоду онтогенеза осуществляется одновременно по всем основным структурам человека, в процессе становления индивида, личности и субъекта деятельности, где наряду с их общи ...

Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме. Известны различ ...

Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими и синтаксическими. Прототаксический опы ...