Психологические основы детских страхов и тревожности

Статьи по психологии » Причины страхов младших школьников и способы их коррекции » Психологические основы детских страхов и тревожности

Теория страха в своей основе с вязана с проблемой тревоги.

По мнению Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.

Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека или животного, переживание ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.

Долгое время психологи не обращали внимание на различия между страхом и тревогой и рассматривали эти эмоции как нечто общее. Отсутствие разграничения затруднило правильное понимание страха и тревоги. Реакции организма на страх совершенно иные, чем при тревоге. Поэтому эти реакции соответствуют различным психическим уровням личности.

Таким образом, мы подчёркиваем не только то, что реакции при страхе и тревоге могут быть различны, но и то что возникают они при угрозах на различные уровни личности.

В некоторых психологических исследованиях феномен страха на самом деле исследовался, как тревога. Весьма существенным является, то что многие детские страхи являются иррациональными, т. е. не имеют отношения к несчастьям, которые случаются с детьми. Меняющийся, не предсказуемый характер страха также является существенным обстоятельством. Всё это говорит о том, что в основе страха лежит другая эмоция. Словосочетание иррациональный страх - противоречиво, если страх нельзя представить себе как бегство от опасности, значит, что – то другое вызывает реакцию индивида на угрозу. Но З. Фрейд говорит о невротических страхах, которые иррациональны в том отношении, что указывают на несоответствие реально существующей ситуацией. В основе невротического страха лежит тревога, которая придает ему иррациональный характер. Изучение страхов указывает на существование реакции более базового уровня.

Теперь можно ответить на вопрос о том, что связывает тревогу и страх. Способность организма реагировать на угрозу своему существованию и ценностям – это тревога. Защитные реакции на конкретные опасности являются страхами. Таким образом, тревога это основополагающая реакция; а страх – это выражение той же способности в конкретной форме.

Башкирский психолог В. Ф. Сафин говорит о тревоге, как о базовой реакции не только потому, что это первоначальная реакции на угрозу, но и потому что эта реакция относится к базовому уровню личности. Страх – это реакция на угрозу, которая не достигла базового уровня.

Страх часто различается с тревогой по одному из двух оснований:

1) страх рассматривается как включающий определённые объекты и события, в то время как тревога более общим эмоциональным состоянием;

2) страх - это реакция на присутствующую в данный момент опасность, тревога на ожидаемую или предполагаемую.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.

Таким образом, если страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни у благополучия человека, то тревога – это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

Итак, изучение страха непреодолимо ведёт к изучению тревоги. Поэтому нужно знать каким образом тревога проявляется в форме определённых страхов.

Похожие публикации:

Виды и проявления девиантного поведения
Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружа ...

Психофизиологические основы внимания
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных ре ...

Использование музыки в работе с детьми. Воспитание музыкой
Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа. (В. Шекспир) Серьезная музыка, храня в себе память рая, н ...