Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Статьи по психологии » Развитие памяти у детей с задержкой психического развития » Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Страница 4

Установлено, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выделяемой с ним деятельности. Так, наглядный предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.

2. Произвольная память. Начиная со старшего дошкольного возраста, данная форма памяти, основанная на опосредование процессов запечатления целью, логическими приемами, все больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения.

Детям с задержкой психического развития лучше запоминается [13]наглядный материал. По продуктивности произвольного запоминания. Им свойственно и отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения.

Мнестическая деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению различных мнемотехник, но и неумение применять потенциально имеющиеся у них приемы, например группировка материала по кикам-либо признакам в качестве эффективного приема для запоминания.

3. Механическая память. Общие недостатки механической памяти детей с задержкой психического развития, выявлены при исследовании кратковременной памяти:

· заметное по сравнению с н7ормой снижение результативности первых попыток запоминания;

· несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала;

· сниженный объем запоминания;

· нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;

· более низкий уровень продуктивности памяти;

· сниженная помехоустойчивость.

Младший школьный возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. У этих детей заметно преобладает наглядная память над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания. Дети с задержкой психического развития не умеют организовывать свою работу, у них низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно – логическим; среди нарушений кратковременной памяти – повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никако ...

Значение теории «психологического поля» в современной психологии личности
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного ди ...

Методы истории психологии
Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки – ни наблюдением, н ...