Адаптация, понятие и структура

Страница 1

Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/

Понятие «адаптация» обозначает «приспособление». Первоначально данное понятие, заимствованное из биологических наук, обозначало приспособление живого организма к среде обитания. В настоящее время философское осмысление процессов приспособления позволяет считать адаптацию всеобщим свойством живой материи, в том числе и человека. Дальнейшее развитие наук привело к тому, что это понятие стали широко использовать в психологии и социологии, обозначая двумя терминами «адаптация» (adaptation) и «приспособление» (adjustment). Причем, первый означает приспособление в широком смысле, второй – в более узком – «приспосабливать, приспособиться» и, по существу, выражает ситуативное приспособление. Термин «adjustment» более широко используется учеными на Западе, которые понимают его, как пассивное приспособление личности к окружающей среде.

Адаптация – составная часть приспособительных реакций психобиологической системы на изменение условий среды существования.

При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменения среды.

Компенсация же направлена на сохранение функции системы в случае нарушения деятельности функционального элемента. То есть адаптация направлена на изменение функций и структуры, а компенсация – на сохранение функций и структуры. (Воложин, Субботин, 1988) это два полюса реакций организма на возмущение среды, два полюса одного континуума.

Основой адаптации как приспособления является изменчивость психосоматических признаков в результате воздействия на них внешних сил.

Когда ребенок пребывает в младенчестве, он подчинен законам природы своего тела и психики, своего естества, в нем заложено и стремление к здоровью. По мере взросления ему приходится учиться «игнорировать» или «нарушать» эти законы, сдерживать удовлетворение потребностей, запросов тела и психики, что в свою очередь ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма. Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации».

«Норма адаптации» - это пределы изменения структуры (или элемента ) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы. ( Воложин, Субботин, 1987). Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако форма психической адаптации формируется благодаря научению, т.е. является приобретенным фактором.

Нет единства в интерпретации понятия «социальная адаптация».

В.С.Олейников понимает под адаптацией личности процесс овладения опытом социальной жизни, что близко к понятию «социализация личности».

Д.А.Андреева считает, что социальная адаптация – это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия», в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Б.Рубин и Ю.Колесникова под адаптацией понимают процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности.

Данные определения адаптации сводятся к пониманию её, как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Учение о поведении
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно развивалось еще одно направление, отличное от первого, но оказавшее огромное влияние на мировую научную психологию и произведшее р ...

Зрительное восприятие формы предметов у детей с нарушениями слуха
Особенности восприятия объёмной формы, умение узнавать предметы по контуру у детей с нарушениями слуха Всякий предмет имеет объемную форму. Кроме того, предмет можно охарактеризовать по его контуру, или, иначе говоря, по его границам, оч ...

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
Эмоциональное развитие умственно отсталых детей . Особым образом идёт развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении ...