Психофизиологические особенности подростка

Статьи по психологии » Психофизиологические особенности подростка

Все больше внимания в педагогике уделяется здоровьесбережению и здоровьесберегающим технологиям. Поднят вопрос на государственном уровне. В 2001 году Министерство Образования и Здравоохранения РФ утвердили федеральную программу «Здоровье» для учащихся 1-11 классов. Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д.

В энциклопедическом словаре термином «здоровье» обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (т.1с.391)

По данным академика РАМН Ю.П.Лисицина, являющимся признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25% всех воздействий; 20 % составляют наследственные; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором , влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55 %, является образ жизни.

На достаточном уровне изучены вопросы об адаптивных реакциях организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Проведены исследования по выявлению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы человека на основных этапах онтогенеза, установлено влияние половых различий в развитии утомления. Исследования по установлению адаптационных механизмов на изменение физической нагрузки выявили, что занятия спортом на уровне массовых разрядов способствуют нормальному и гармоничному развитию подростков, укрепляют их здоровье, усиливают сопротивляемость ко всем заболеваниям, повышают эффективность учебы в школе, помогают адаптироваться к изменению внешних условий.

В настоящее время в медицинской литературе и практике широко употребляется термин «психическое здоровье». При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен (ВОЗ) Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Определенный интерес в плане решения проблемы психологического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П.Б.Ганнушкиным (1964),и получившая значительное распространение в последние годы (А.Е.Личко, 1977, 1979; Э.Г. Эйдмиллер, В.В.Юстицкий, 1983 и др.). В соответствие с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптаций, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями к определенным типам ситуаций. Это ситуации, требующие от подростка сдержанности проявлений своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном отклонении). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при сензитивном – «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом – необходимостью делать выбор, принять решение. Во всех случаях, подчеркивают Э.Г.Эйдмиллер и В.В. Юстицкий(1983)), причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией. Конечно, возникает множество вопросов: можно ли говорить о психологическом здоровье ребенка, подростка, юноши, взрослого? Человек, обладающий психологическим здоровьем, - каков он? В каких условиях он рос, развивался? Каковы его самоощущения, взаимоотношения с жизнью, чем он отличается от людей, имеющих различного рода «психологическое здоровье»? Все эти вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком. В эпоху перемен и кризисов, резкого ускорения темпов жизни острой проблемой встает вопрос сохранения и развития психологического здоровья населения, в первую очередь – детского.

По данным ряда исследователей (Смирнов Н.К., 1998; Громов М.Ю.,1999; Кулеев И.С., 2001; Кузнецов М.Л. с соавт.,2000), дети и подростки, испытывающие потребность в психологической поддержке составляют 80% учащихся общеобразовательных школ. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье. Проблема психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальна.

Сейчас образование переживает время больших перемен, время модернизации и оптимизации образования. Проводимые мероприятия оказывают влияние, прежде всего на формирование нового поколения. Каким образом это отражается на состоянии психологического здоровья подростков? Какая связь между психологической устойчивостью и адаптационными возможностями? Как сказываются действия по оптимизации, предпринимаемые в конкретном слиянии классов, школ на адаптации подростков? Какова продолжительность периода времени, который нужен подростку, чтобы его адаптация в цифровых показателях оказалась в норме? Своевременное выявление нарушений у детей социально-психологической адаптации личности и предпосылок таких нарушений у детей является важнейшим условием для своевременно коррекции и формирования здоровой личности.

Похожие публикации:

Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) ...

Развитие психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение д ...

Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективн ...