Психологический аспект профилактики
Одной из существенных причин формирования невротических реакций и пограничных расстройств являются неблагоприятные семейно-бытовые и социально-трудовые условия. Их коррекция невозможна только на социальном уровне, без активного участия индивидуума. Формирование личности происходит в коллективе и обеспечивается гармонией индивидуального развития, обучения и воспитания. Ведущими являются следующие профилактические мероприятия: психопрофилактика до- и послеродового периода; предупреждение ятро- и дидактогений; упорядочение межличностных отношений, обеспечение групповой совместимости (физиологической и психологической) в семье и воспитательно-учебных коллективах; научная организация труда, устранение перенапряжения, переутомления и профессиональных вредностей. В предупреждения невротических реакций существенную роль играет психологическая подготовка, обеспечивающая нейтрализацию стрессоров, их дезактуализацию. Профилактика в до- и послеродовом периоде подготавливает женщину к воспроизведение здорового потомства, устраняет возможности возникновения эмбриопатии и т.п. Правильное понимание и исполнение материнских обязанностей и долга способствуют гармоническому развитию ребёнка, создают благоприятную семейную обстановку. Воспитание детей в дошкольных и школьных учреждениях должно сопровождаться тщательным подбором групп и классов с учетом физиологической и психологической совместимости, а также исключением дидактогений.
Медицинский аспект профилактики
Предупреждение невротических реакций относится к области первичной профилактики. По мнению С.Roberts (1968), первичная профилактика слагается из общих мероприятий, имеющих целью повышение уровня здоровья населения и «специфической охраны», которая включает раннюю диагностику (первичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Совокупность негативных социальных явлений С.Roberts обозначил как синдром социального распада или социальной дезинтеграции. Сюда им отнесены высокая частота разрушенных семей, слабость семейных уз, ограниченность межчеловеческих контактов, немногочисленность и несостоятельность лидеров, однообразие форм досуга, высокий накал враждебности, преступность и социальная распущенность. В популяциях, переживающих социальную дезинтеграцию, имеется повышенный риск заболеваемости, на которую влияют также кризисные и сложные жизненные ситуации: переходный возраст, окончание учебного заведения, перемена места работы, вступление в брак, рождение ребенка, развод, смерть близкого человека и пр. В возникновении психических расстройств принципиальную роль играют межличностные отношения. На упорядочение их и должна быть направлена первичная профилактика [1, с. 74-77].
Похожие публикации:
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от с ...
Личностные элементы конфликта
К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, ...
Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать п ...
Навигация