Состояние и задачи современной психологии

Страница 3

Тема, рассмотренная выше и поднятая академиком Собчик Л.Н. [ 42] - это один из актуальных вопросов психологии на сегодня.

Еще одним из актульных вопросов на сегодня в психологии является изучение личностных особенностей. Этот вопрос – изучение личностных особенностей с применением методов психологической диагностики в последние годы приобрело особую актуальность и стало повседневной необходимостью в разных сферах прикладной психологии, связанной с вопросами профессионального и кадрового отбора, при разработке мер по предупреждению преступности, в борьбе таким распространившимся злом как наркомания и алкоголизм и многое другое,-т.п.

«Психодиагностика представляет собой наиболее формализованный объективный метод изучения индивидуально-личностных свойств. Ее применение, в том числе в виде компьютерных версий, оказывает значительную помощь практическим психологам множества организаций. Однако неразборчивое применение тестов, не адаптированных к отечественным условиям, обладающих низкой валидностью, не объединенных общей теоретической концепцией может принести вред. Применяя психодиагностические методики, исследователь должен иметь представление об изучаемом объекте, то есть опираться на определенную концептуальную модель личности. Долгое время отговоркой в этих случаях служило отсутствие общепринятого концептуального подхода не только в методологии психодиагностического исследования, но и в расшифровке самого понятия "личность". Теория деятельности, являясь фундаментальным учением в сфере общей психологии, не дает ключа к пониманию проблем и индивидуально-личностных свойств конкретного человека. На базе многолетних исследований, сопряженных как с адаптацией известных зарубежных тестов, так и с созданием собственных оригинальных методик, нами разработана методология психодиагностического исследования. Ее основой является парадигма преемственности разных уровней поэтапного развития и формирования личности и целостное понимание личности как единства биологического, психологического и социального факторов (Амосов П.К., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., [12]). Теория ведущих тенденций - концепция целостного подхода к личности как единства биологического, психологического и социального факторов. С этих позиций формирование личности тесно связано с врожденными индивидными свойствами. На основании данного подхода разработана индивидуально-личностная типологии. Каждое типологическое свойство представляет собой одну из базовых тенденций, которая пронизывает психологическую сущность человека от генетической предиспозиции - через конституциональные особенности и характер до уровня сформированной личности. Изучение ранее созданных типологий (Э.Кречмер, К.Шнайдер, Г.Айзенк, У.Шелдон [12]) обнаружило ряд методологических ошибок и категориальную нечеткость. Предлагаемая нами типология индивидуально-личностных свойств представлена восемью основными тенденциями. Среди них традиционны интроверсия и экстраверсия, новыми являются противопоставленные друг другу в ортогональной схеме такие полярные свойства как тревожность (нерешительность, интрапунитивность) - агрессивность (стеничность, экстрапунити-вность), сензитивность (чувствительность и податливость средовым воздействиям) - спонтанность (непосредственность поведения и противодействие влиянию окружающей среды), лабильность (изменчивость, гибкость) - ригидность (устойчивость, инертность).

Производными от них являются разные варианты стиля межличностного поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных свойств (зависимость, лидерство, конформность, неконформность, компромиссность, конфликтность, коммуникативность, индивиду-алистичность). (см. Рис.1, стр.14). Многомерная психодиагностическая модель индивидуально-личностного конструкта представлена тремя векторами.

Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить разные уровни личностной организации - бессознательное "Я", осознаваемый образ "Я", декларативное (субъективное) актуальное и идеальное "Я", а также силу и направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность.

Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а к периферии стремятся акцентированные типологические свойства.

Третий вектор направлен на изучение динамических аспектов, то есть, изменчивости индивидуально-личностных характеристик под влиянием ситуации, в стрессе, при эмоциональной напряженности, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости. В роли интегрирующего фактора выступает осознанное "Я", которое реализуется через самосознание, самооценку и саморегуляцию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Условия возникновения стресса
При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом - происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последс ...

Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ. Он надеялся, основываясь на теории оперант ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов ...