Состояние и задачи современной психологии

Страница 4

Многолетнее исследование разных по профессиональной занятости и по степени социально-психологической адаптированности лиц (более 8000) разного пола и возраста показало, что наиболее эффективной, всесторонне охватывающей многогранность личности оказалась батарея тестов, включающая в себя следующие методики: 1. Индивидуально-типологический опросник ИТО, выявляющий ведущие тенденции в норме и при акцентуации личностных черт.

2. Метод диагностики межличностных отношений ДМО, модифицированный тест Лири, позволяющий выявить субъективную оценку актуального и идеального "Я" человека, и его отношение к окружению.

3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММРI), направленный на изучение внутренней картины "Я", с готовыми профессиональными рекомендациями.

4. Глубинный проективный тест - Метод портретных выборов (модифицированный тест восьми влечений Сонди), выявляющий мотивационно-влеченческие аспекты личности.

5. Метод цветовых выборов МЦВ, адаптированный тест Люшера, направленный на изучение бессознательных аспектов личности.

6. Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), определяющий степень выраженности и направленность агрессии, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.

7. Рисованный апперцептивный тест РАТ, раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.

8. Мотивационный тест Хекхаузена, оценивающий пропорциональное соотношение мотивации достижения успеха и избегания неудачи.В ряде случаев требуется применение интеллектуальных тестов:

9. Шкала измерения интеллекта Векслера, позволяющая оценить разные аспекты познавательной деятельности и уровень интеллекта.

10. Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления.

11. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Применение рекомендуемого набора проверенных и информативных психодиагностических тестов показывает, что норма не является нулевой характеристикой отсчета, безликой усредненностью, а представлена широким коридором индивидуально-личностного многообразия, требующего дифференцированного подхода. Опыт показал, что предлагаемая батарея психодиагностических тестов позволяет выделить четкие критерии пригодности к разным видам профессиональной и управленческой деятельности, выявляет степень социально-психологической адаптированности и устойчивости к стрессу, дает возможность оценить уровень агрессивности, склонность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем и многие другие свойства личности, требующие психологической коррекции или социально-превентивных мер. Сравнительный анализ данных включенных в тестовую батарею методик наглядно показывает, как феноменологически близкие показатели, отражающие соотношения ведущих тенденций, уравновешивают друг друга, когда мы имеем дело с гармоничной личностью, а также как выявляются заостренные черты у акцентуированных и психопатических личностей и у лиц, находящихся в состоянии выраженной эмоциональной напряженности или патологического развития. Исследование позволяет провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями и другими, более устойчивыми формами пограничных психических нарушений. Рассогласованность показателей результатов исследований, апеллирующих к разным уровням личностной организации, информируют психолога о личностной дисгармонии, о плохом самопонимании, о внутренних противоречиях эмоционально незрелой личности с низким уровнем самосознания.

Разработанная модель психодиагностического исследования получила широкое применение в Центрах занятости населения в целях профориентации; она применяется удобный инструмент для кадрового отбора в охранных организациях, с ее помощью успешно реализуется индивидуализация процесса обучения в школах.

Своевременно проведённое психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической и педагогической коррекции поведения "трудных" подростков. Практические психологи используют приведенный выше психодиагностический инструмент при выявлении криминальных наклонностей, в наркологических центрах, в службе предупреждения суицидов, в масштабних исследованиях зон социальной напряженности, при изучении посттравматических состояний.

Опыт показывает, что описанная выше психодиагностическая модель исследования личности, опирающаяся на теорию ведущих тенденций и типологию индивидуально-личностных свойств, способствует сближению разных психологических школ, позволяя найти общие точки соприкосновения и взаимопонимания у психологов при использовании психологических тестов в разных сферах их применения.» [ 41].

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Общая характеристика девиантного поведени несовершеннолетних
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями . Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы ...

Клиент-центрированное мышление
Линию такого развития можно наглядно проследить на материале исторических тенденций развити маркетинга на протяжении последних десятилетий. От сбытовой - к клиент-центрированной ориентации в маркетинге. Крупнейший современный специалист ...

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста
Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на ...