Характеристика стресса

Статьи по психологии » Эмоции » Характеристика стресса

Страница 4

Иными словами, в том или другом случае организм отвечает на воздействие «специфической реакцией». Но если есть специфические реакции, то, наверное, должны быть и неспецифические, когда организм реагирует совершенно одинаково на разнообразные воздействия. Это положение и было положено Г. Селье в основу созданной им теории общего адаптационного синдрома, суть которого в несколько упрощенном виде можно изложить следующим образом: все раздражители (стрессоры) активизируют гипофиз, который, выделяя адренокортикотропный гормон, стимулирует секрецию надпочечниками кортикостероидных гормонов. Кортикостероиды в свою очередь оказывают влияние на органы и ткани, повышая тем самым устойчивость организма к различным стрессорам. Такие реакции стали называть стрессорными [13, с. 420].

В стрессорных реакциях, как в последнее время установлено, в большей или меньшей степени принимают участие все эндокринные органы. Качественно различные стрессорные воздействия реализуются разными путями, а это определяет количество и очередность выбрасываемых в кровь гормонов, что и обусловливает потребность в регулярных тренировках.

Как показывает практика, некоторые руководители, недооценивая это, не соблюдая требований гигиены умственного труда, страдают от сильных нервных перенапряжений и эмоциональных перегрузок, нередко нарушающих сон, функции вегетативной нервной системы. Это проявляется в повышенной возбудимости, вспыльчивости, нервозности, значительном переутомлении.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека.

Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности.

Это так называемый «стресс льва» [13, с.430].

Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»). Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (положительные эмоции) или неудовольствия (отрицательные эмоции).

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. Они выполняют следующие функции: сигнальную, оценочную, регулирующую, мобилизующую. При сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция.

Влияние эмоций на результаты деятельности человека вызывает необходимость управления ими, использования их позитивных функций и преодоления негативных.

Эмоции характеризуются модальностью, знаком, они бывают стеническими и астеническими, характеризуются силой, продолжительностью и осознанностью.

Основные формы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс.

Стресс — это сложное эмоциональное состояние, при котором обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Мышление как вид познания
Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная ...

Факторные теории личности
Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным по своей работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно котор ...

Структура личности
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основны ...