Модель и причины разводов

Страница 2

5. Стадия адаптации - стадия приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.

Причины развода кроются в предшествующей семейной жизни. Пустота и тоска обыденного, рутинного существования семьи не способствуют улучшению жизни пары в браке. А затем - нервы, стресс, оформление развода, адвокаты, ребенок после развода, одиночество после развода - вот с чем сталкиваются разводящиеся супруги.

Развод - это жизненная ситуация, где мало выражена социальная поддержка, где человек теряется и не знает, как пережить развод, зачастую эта ситуация связана с судом и сложной процедурой оформления развода. При этом, статистика разводов неутешительна. Исходя из того, что ситуации принято разделять на идеологические, социальные, стрессовые, культурные саму ситуацию развод можно обозначить как стресс.

Фактически уже в ситуации вступления в брак присутствует намек о наказании за его разрушение (вспомните - "только смерть разлучит вас"). Если бы субъект мог себе позволить осознать свой страх перед разрушением семьи, возможно, это привело бы к дестабилизации социально-демографической ситуации в целом, так как люди позволили бы себе бояться вступать в брак (что на самом деле уже присутствует, как тенденция, выражающаяся в желании современных молодых людей "не спешить, пожить для себя, отдельно", не брать на себя ответственность за семью и другого человека).

При анализе того, что происходит после развода для каждого из супругов открываются следующие возможности: более точное понимание "задним числом" намерений каждой из сторон, то есть так называемое переопределение целей. Этот механизм переопределения сходен с эффектом решения задачи выявления субъекта выгоды в той или иной ситуации.

Человек может переживать в своей жизни несколько разводов, считая себя при этом беспомощным перед лицом такой ситуации, называя причинами разводов внешние по отношению к нему самому обстоятельства, к которым относится также и партнер.

Примерно половина разведенных людей считает, что их собственное понимание причин развода осталось точно таким же через год после него, другая половина говорит об изменениях в своем осознании. Последующий за разводом год проходит под эгидой влияния этого события. Большинство людей вспоминали совместную жизнь с прежним партнером в течение года после разрыва. Одна часть (примерно две трети из них) отмечает свою концентрацию на тягостных периодах жизни, а другая часть говорит о спонтанных воспоминаниях самых светлых сторон совместной жизни и сопутствующих им чувстве сожаления об утраченном.

Некоторые оценивают свое поведение в ситуации развода как правильное. Другие считают, что их поведение должно было бы быть другим, если бы они знали, куда обратиться за юридической и психологической помощью.

Некоторые люди считали, что должны были вести себя жестче, жалели, что не настаивали на своем варианте развития событий, корили себя за мягкотелость, за "игру в поддавки". Другие же, наоборот, испытывали чувство сожаления по поводу своих директивно-агрессивных поступков, говорили, что если бы "обида тогда не застила глаза, много дров мог бы не наломать - а сейчас уже ничего не исправишь". Однако, не нашлось человека, кто не отметил бы досаду относительно отсутствия у него в то время достаточного количества знаний по психологии о том, как пережить развод, общения в конфликтных ситуациях и т.д.

Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако, может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, "любовная лодка разбилась о быт".

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Я-концепция наставника
Лица, которые имеют отрицательную Я-концепцию, отличаются тревожностью, агрессивностью, недоверием и т.п. Соответственно этому, не только некоторые дети или подростки имеют плохое само представление, а и учителя или преподаватели, которые ...

Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, хара ...

Личность как психологическая категория
Термин «личность» используется в психологии как в широком, :так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду - совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. В этом широком смысл ...