Модель и причины разводов

Страница 2

5. Стадия адаптации - стадия приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.

Причины развода кроются в предшествующей семейной жизни. Пустота и тоска обыденного, рутинного существования семьи не способствуют улучшению жизни пары в браке. А затем - нервы, стресс, оформление развода, адвокаты, ребенок после развода, одиночество после развода - вот с чем сталкиваются разводящиеся супруги.

Развод - это жизненная ситуация, где мало выражена социальная поддержка, где человек теряется и не знает, как пережить развод, зачастую эта ситуация связана с судом и сложной процедурой оформления развода. При этом, статистика разводов неутешительна. Исходя из того, что ситуации принято разделять на идеологические, социальные, стрессовые, культурные саму ситуацию развод можно обозначить как стресс.

Фактически уже в ситуации вступления в брак присутствует намек о наказании за его разрушение (вспомните - "только смерть разлучит вас"). Если бы субъект мог себе позволить осознать свой страх перед разрушением семьи, возможно, это привело бы к дестабилизации социально-демографической ситуации в целом, так как люди позволили бы себе бояться вступать в брак (что на самом деле уже присутствует, как тенденция, выражающаяся в желании современных молодых людей "не спешить, пожить для себя, отдельно", не брать на себя ответственность за семью и другого человека).

При анализе того, что происходит после развода для каждого из супругов открываются следующие возможности: более точное понимание "задним числом" намерений каждой из сторон, то есть так называемое переопределение целей. Этот механизм переопределения сходен с эффектом решения задачи выявления субъекта выгоды в той или иной ситуации.

Человек может переживать в своей жизни несколько разводов, считая себя при этом беспомощным перед лицом такой ситуации, называя причинами разводов внешние по отношению к нему самому обстоятельства, к которым относится также и партнер.

Примерно половина разведенных людей считает, что их собственное понимание причин развода осталось точно таким же через год после него, другая половина говорит об изменениях в своем осознании. Последующий за разводом год проходит под эгидой влияния этого события. Большинство людей вспоминали совместную жизнь с прежним партнером в течение года после разрыва. Одна часть (примерно две трети из них) отмечает свою концентрацию на тягостных периодах жизни, а другая часть говорит о спонтанных воспоминаниях самых светлых сторон совместной жизни и сопутствующих им чувстве сожаления об утраченном.

Некоторые оценивают свое поведение в ситуации развода как правильное. Другие считают, что их поведение должно было бы быть другим, если бы они знали, куда обратиться за юридической и психологической помощью.

Некоторые люди считали, что должны были вести себя жестче, жалели, что не настаивали на своем варианте развития событий, корили себя за мягкотелость, за "игру в поддавки". Другие же, наоборот, испытывали чувство сожаления по поводу своих директивно-агрессивных поступков, говорили, что если бы "обида тогда не застила глаза, много дров мог бы не наломать - а сейчас уже ничего не исправишь". Однако, не нашлось человека, кто не отметил бы досаду относительно отсутствия у него в то время достаточного количества знаний по психологии о том, как пережить развод, общения в конфликтных ситуациях и т.д.

Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако, может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, "любовная лодка разбилась о быт".

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологические особенности подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанн ...

Перцептивная сторона общения
В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в процессе восприятия человека человеком представляет не только неоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но ...

Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов
Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социал ...