Что такое Я–концепция

Страница 1

О человеке, его прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так, же велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы и современную и будущую эпоху.

Вот, например советский философ член-корреспондент АН СССР И.Т.Фролов замечает по этому поводу: «Самое печальное здесь отнюдь не то, как изображается человек (наука и история человечества также дают весьма неоднозначную картину), а то, что человечество тем самым, в сущности, обезоруживается в своей борьбе против зла, имеющего социальную, а не биологическую природу»[1].

В современном человекознании на Западе обнаруживается сложная, противоречивая ситуация. Это обусловлено не только претензиями профессионалов, но и в большей степени – острыми столкновениями мировоззренческого, социально-этического характера. В напряженных дискуссиях все чаще терпят поражение те, кто видит в человеке лишь манипулируемый объект, функционального индивида, поведение которого могут программировать извне, кто считает, что «детерминанты поведение крысы идентичны детерминантам поведения человека в лабиринте жизни»[2], кто видит в нем игрушку внутренних эгоистических явлений. Все сильнее заявляет о себе иная, гуманистическая оценка человека, сопряженная с уважением его личности, его права на социальную справедливость, на тот достойный «социальный минимум», о котором с надеждой писал ныне покойный президент римского клуба А. Печчеи, выступавший как деятельный гуманист социально-критического направления[3].

Нет ничего удивительного в том, что ход мировой истории оказывает заметное влияние и на процессы, определяющие знание о человеке в условиях капитализма. Конкретно-научное содержание концепций и подходов ученых-гуманистов обнаруживает все большую несовместимость с тем эталоном социальной жизни, которой постоянно воспроизводит буржуазная действительность, принижая истинно человеческое в человеке. Я–концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я–концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я–концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я–концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Взаимосвязь личностных интересов убеждаемого и результата убеждения
Открытые вопросы можно подразделить на «вопросы к желаниям» и «вопросы к проблемам». Первые нацелены на актуализацию того, что хочет человек, вторые направляют его в проблемную область, которую необходимо разрешить, чтобы удовлетворить же ...

Первые высшие учебные заведения в России
В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Ак ...

Университетские профессора психологии
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профессиональные занятия не требовали обращения к психологии. К ней их влекла логика научного поиска в своей предметной области. Наряду с ними психология стала п ...