Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Страница 1

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющие две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. [1; 126]

У Курячий В.В. эффект восприятия - это психологические особенности, в силу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. [8; 105-108]

Существуют различные эффекты восприятия людьми друг друга. У Андреевой Г.М. это: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола (галоэффект), эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект первого впечатления (установки) играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева.

Двум группам студентов было показано фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Многочисленные эксперименты позволили обсудить в литературе принципиальные вопросы о том, насколько же точно первое впечатление вообще, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека и какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие. Без всестороннего анализа этих проблем невозможно прогнозировать успешность межличностного восприятия. [1; 128]

У Тимофеева М.И. эффект ореола (галоэффект) – это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. [13; 14-15]

У Андреевой Г.М. формулировка эффекта такая же. Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком – либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. [1; 128]

В одном эксперименте был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренние, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Таким образом, эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению. [1; 128-129]

Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». [1; 129]

Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение 4 - 60 секунд. Дело в том, что в силу устройства нашей психики мы имеем внутреннюю потребность быстро вынести мнение о новом объекте, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы. Поэтому мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, это есть процесс стереотипизации. Такая информация позволяет быстро найти в кладовой подсознания те или иные готовые варианты реагирования на новый объект, который сознательно или бессознательно причисляется к категориям «не нравится» или «нравится», или «безразличен». По свойству памяти информация старается удержаться в той ячейке, куда она попала первоначально. Поэтому очень важно первое впечатление, хотя оно и считается обманчивым. [13; 12]

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Курт Левин и его основные работы
Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).[1] Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отра ...

Что такое психическое отражение
Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животн ...

Основные методы группового консультирования
Методы группового развития. Данный групповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов, межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающей среды. В центре групповой работы — личностный рост клиенто ...