Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Страница 5

Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

У Андреевой Г.М. каузальная атрибуция как механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения ее важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. [1; 125]

Особый практический интерес представляет та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие – либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями, важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия. [1; 126]

Восприятие человека зависит от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознанный процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. [3; 207-208, 209]

У Андреевой Г.М. социальная рефлексия трактуется как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя. [1; 124]

У Андриенко Е.В. социальная рефлексия – это процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они воспринимаются другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны – на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния. [3; 209-210]

Из вышеперечисленных механизмов можно сделать вывод о том, что процесс управления своим восприятием базируется на следующих положениях:

1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по - разному.

2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации.

3. Если позволять насущным интересам, эмоциям потребностям «контролировать» наше восприятие, то, возможно, пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Многие неудачи и провалы в межличностной перцепции часто случаются потому, что люди неверно или неточно воспринимают друг друга. Считать, что более точное восприятие всегда приводит к более успешному пониманию, было бы неправильно. Но, тем не менее, удовлетворенность общением, как в кратковременных, так и в долговременных отношениях во много зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающ ...

Психологическая мысль в эпоху просвещения
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии превратила ее в могущественную державу. Глубокие политико-экономические и ...

Содержание и эффекты межличностного восприятия
Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (харак ...