Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Страница 3

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. В качестве примера можно привести ситуацию с кадровым агентством. В это агентство устроился новый работник. Его потенциал пока никто не знает. Когда этот работник остается один на один с собой, то его работа мало эффективна. Он отвлекается на посторонние вещи, его одолевает усталость, становится просто лень заниматься работой, ведь все равно этого никто не видит. Но когда он находится в присутствии сотрудников, то он как никто другой хочет показать на что он способен и всеми силами пытается это доказать.

Часто руководители подвергаются эффекту физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Если работник приятен внешне, то ему фактически сразу приписывается положительная психологическая характеристика: он не нервничает, всегда настроен дружелюбно, готов помочь, к нему можно обратиться за любым советом.

Одни эффекты восприятия хорошо описывают человека, а другие менее. Тем не менее, не все зависит от них. Некоторые субъективные факторы, затрудняющие адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного «Я». К таким факторам относятся:

- неумение отделить главное от второстепенного.

- склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения.

- зависимость от стереотипных представлений и предубеждений.

- ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой.

- незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние).

- зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером.

В связи с этим Громовой О.Н., Латфуллиным Г.Р. даются рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, которые включают задачи [9; 87-90]:

- научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали.

- научиться слушать своего партнера.

- определить что является лучшим индикатором понимания: взгляд, жест, выражение лица, одежда, слова.

- фиксировать свои неточности в восприятии.

- развивать ориентацию на собеседника, проявлять сопереживание, заинтересованность в партнере как в личности.

Практическая работа над адекватностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных организационных группах и тем самым способствует улучшению взаимопонимания в управленческой деятельности. Знание всех эффектов восприятия, а также правильное их использование в тот или иной момент, позволит руководителю грамотно устанавливать деловое партнерство и избежать неприятных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Общие положения
Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него изб ...

Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
Виды внимания: * Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям. Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств. Это спонтанное в ...

Значение Я–концепции
Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказ ...