Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты восприятия в управленческой деятельности

Страница 3

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. В качестве примера можно привести ситуацию с кадровым агентством. В это агентство устроился новый работник. Его потенциал пока никто не знает. Когда этот работник остается один на один с собой, то его работа мало эффективна. Он отвлекается на посторонние вещи, его одолевает усталость, становится просто лень заниматься работой, ведь все равно этого никто не видит. Но когда он находится в присутствии сотрудников, то он как никто другой хочет показать на что он способен и всеми силами пытается это доказать.

Часто руководители подвергаются эффекту физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Если работник приятен внешне, то ему фактически сразу приписывается положительная психологическая характеристика: он не нервничает, всегда настроен дружелюбно, готов помочь, к нему можно обратиться за любым советом.

Одни эффекты восприятия хорошо описывают человека, а другие менее. Тем не менее, не все зависит от них. Некоторые субъективные факторы, затрудняющие адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного «Я». К таким факторам относятся:

- неумение отделить главное от второстепенного.

- склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения.

- зависимость от стереотипных представлений и предубеждений.

- ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой.

- незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние).

- зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером.

В связи с этим Громовой О.Н., Латфуллиным Г.Р. даются рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, которые включают задачи [9; 87-90]:

- научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали.

- научиться слушать своего партнера.

- определить что является лучшим индикатором понимания: взгляд, жест, выражение лица, одежда, слова.

- фиксировать свои неточности в восприятии.

- развивать ориентацию на собеседника, проявлять сопереживание, заинтересованность в партнере как в личности.

Практическая работа над адекватностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных организационных группах и тем самым способствует улучшению взаимопонимания в управленческой деятельности. Знание всех эффектов восприятия, а также правильное их использование в тот или иной момент, позволит руководителю грамотно устанавливать деловое партнерство и избежать неприятных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Проблема лидерства
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной. Ре ...

Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатления ...

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР
Отличительные особенности развития зрительного восприятия дошкольников с ЗПР. Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его ...