Заключение

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.[15]

Накопленный Канадой опыт в области миротворчества может оказаться полезным для России, где правовая база и механизмы миротворчества находятся в стадии формирования. Во-первых, в результате широких парламентских, научных и общественных дискуссий 1990-х годов Оттавой были сформулированы критерии предоставления канадского персонала для ОПМ. Подобного рода критерии в той или иной форме выдвигались и другими странами, а также обсуждались мировым сообществом. Однако представляется, что российские политики и военные могли бы "довериться" критериям, разработанным в Канаде, принимая во внимание ее уникальную и многолетнюю деятельность в этой области.

Вторая составляющая канадского опыта, которая может, на мой взгляд, быть полезна для России - перенос центра тяжести в миротворчестве с операций по поддержанию мира на превентивную дипломатию и постконфликтное миростроительство. Канадские наработки, рассчитанные на долгосрочные цели обеспечения устойчивого развития могут пригодиться России в свете мирного восстановления Чечни и улаживания конфликтов на постсоветской территории.

В-третьих, для России может оказаться ценным опыт профессиональной подготовки канадских военнослужащих и специалистов, задействованных в ОПМ, а также организация и планирование самих операций. В этих областях канадцы справедливо пользуются большим авторитетом. Контакты между российскими и канадским военнослужащими уже наметились во время реализации Дейтонских соглашений 1995 г. по урегулированию ситуации в Боснии и Герцеговине. Кроме того, Канада предоставляет российским военным возможность проходить подготовку в Канадском Центре по обучению в области поддержания мира (пров. Новая Шотландия) [16].

[1]Конфликты в современном мире. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000

[2] Конфликтология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М. С. Вершинин. М., 2001

[3] Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992. С. 114

[4] (см.: Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 204 — 206)

[5] Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С. Вершинин и др. М — 2001.

[6] Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А.Василика. М., 2001.

[7] Шеллинг Т. Стратегия конфликтов // Социально-политический журнал. 1998. №6.

[8] Шеллинг Т. Стратегия конфликтов // Социально-политический журнал. 1998. №6.

[9]Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А.Василика. М., 2001.

[10] Рапопорт А. Конфликт-консенсус как поле для «рефлексивной» политики //Полис. 1999. №4.

[11] Конфликты в современном мире. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000

[12] Рапопорт А. Конфликт-консенсус как поле для «рефлексивной» политики // Полис. 1999. №4

[13] Конфликты в современном мире. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000

[14] http://www.racs.ru/pressa/articles/issraelyan.htm

[15] http://www.racs.ru/pressa/articles/issraelyan.htm

[16] http://www.racs.ru/pressa/articles/issraelyan.htm

Похожие публикации:

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения
Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения. Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение пр ...

Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими обр ...

Проблема педагогического мастерства
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента дл ...