Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом

Статьи по психологии » Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями развития за рубежом » Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом

Страница 1

Не так давно мы получили возможность познакомиться с содержанием курсов по привитию навыков повседневной жизни, основам научных знаний и жестовому языку для обучечения слепоглухих детей, которые разработаны в знаменитом Институте слепых Перкинса (г. Ватертаун, Массачусетс, США), имеющем самые давние в традиции обучения слепоглухих. Эти программы по нашей просьбе прислал директор отделения для слепоглухих М. Коллинз.

Не имея возможности опубликовать эти программы полностью, мы хотим с любезного разрешения М. Коллинза познакомить наших читателей с основным их содержанием. Мы надеемся, что программа "Навыки повседневной жизни” представит интерес для самого широкого круга наших специалистов, и прежде всего будет полезна дефектологам, работающим во вспомогательных классах школ для детей с нарушенным слухом и зрением, во вспомогательных школах и учреждениях социальной защиты населения, в консультативных группах для детей со множественными и сложными нарушениями.

Учебный курс "Навыки повседневной жизни" (Curruculum for daily living) разработан в конце семидесятых годов коллективом авторов под руководством и при непосредственном участии Г. Стенквист и Н. Роббинса и издан отдельной книжкой, содержащей 192 страницы текста1.

Эта программа обучения разрабатывалась для слабовидящих глухих детей и слепоглухих с остаточным зрением, которые составляют в настоящее время большую часть воспитанников учебных учреждений для слепоглухих. Она рассчитана на самый широкий возрастной диапазон: от детей в младенческом возрасте до взрослых.

Программа состоит из 5 разделов:

1. Навыки самообслуживания.

2. Культура поведения.

3. Домоводство.

4. Досуг и отдых.

5. Передвижение в ближайшем пространстве.

Раздел "Навыки самообслуживания" состоит из 5 более конкретных: 1) "Режим питания"; 2) "Навыки, связанные с приемом пищи"; 3) "Навыки одевания"; 4) "Навыки личной гигиены"; 5) "Туалет".

В разделе "Режим питания" ставится задача формирования следующих навыков: умение пить из детской бутылочки с соской, координировать сосание и глотание; есть различные виды протертой пищи; удерживать в руке твердые куски пищи; откусывать и, прожевав, глотать; есть разнообразную жидкую пищу; приучить ребенка есть три раза в день в определенное время, не бояться пробовать новую пищу, есть бутерброды, жевать мясо, сырые овощи; употреблять разнообразную пищу, необходимую для полноценного питания.

В разделе "Навыки, связанные с приемом пищи" сформулированы следующие задачи:

-научить ребенка есть с ложки; пить из чашки; держать ложку при еде ; есть самостоятельно; держать чашку одной рукой во время питья; есть ложкой самостоятельно без лишних манипуляций с ней; научить отличать съедобное от несъедобного; наливать жидкость из кувшина в чашку; вытирать пролитую на стол жидкость; пить из питьевого фонтанчика и пользоваться соломкой для питья; научить отделять кусочки еды с помощью вилки; пользоваться столовым ножом для намазывания масла на хлеб и др.

Раздел "Навыки одевания” предполагает воспитание следующих умений: ожидать процедуру одевания и пассивно в ней участвовать; продолжать действия взрослого при раздевании; полностью самостоятельно раздеваться; активно участвовать в одевании; расстегивать и застегивать пуговицы; выбирать верхнюю одежду по погоде, полностью самостоятельно одеваться; выбирать одежду по ситуации, правильно ее называть, надевать, застегивать, обуваться, завязывать пояс, фартук, шарф, бант, снять одежду.

Раздел “”Навыки личной гигиены” предполагает воспитание умения участвовать в процессе умывания вытирания своего лица и рук, активно участвовать в процедуре чистки зубов, подражать действиям причесывания - водить расческой по волосам; мыть и вытирать руки самостоятельно; умываться и чистить зубы при небольшом контроле со стороны взрослого; Девочки должны уметь самостоятельно ухаживать за собой в период менструаций; периодически мыться; пользоваться маникюрными принадлежностями при уходе за ногтями; причесываться в нужное время и в соответствующем месте; понимать необходимость вовремя постричь волосы, привести в порядок ногти; полностью самостоятельно ухаживать за телом и др.

В разделе "Туалет" ставится задача упорядочить время отправлений, приучить реагировать на мокрые и грязные штаны, стараться быть сухим весь день, реагировать на мокрую постель ночью, мочиться только на горшок (унитаз); мальчикам уметь мочиться стоя; пользоваться туалетом с минимальной посторонней помощью; пользоваться туалетом самостоятельно днем и ночью.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, хара ...

“Я-концепция” К. Роджерса
Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры ...

Личностные конструкты
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологическ ...