Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями

Статьи по психологии » Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями развития за рубежом » Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями

Страница 1

Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для специалистов, работающих глухими детьми, имеющими и другие нарушения, а также для преподавателей природоведения, естествознания в иных типах специальных школ. В отличие от программы обучения навыкам самообслуживания, с которой уже познакомили читателя, настоящий курс обучения рекомендуется начинать с так называемого II уровня обучения глухих слабовидящих детей, когда дети, уже владеющие жестовым языком, приступают к овладению словесной речью. Главной целью обучения по этой программе является развитие мыслительной деятельности детей, умения устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Программа разделена на 4 уровня обучения (начиная со II). Каждая часть начинается с характеристики развития детей, которые могут приступить к обучению по программе данного уровня, и описания основных задач этой части программы.

Основными разделами всей программы в целом (всех уровней обучения) являются следующие:

1. Живая природа.

2. Силы и изменения.

3. Земля и вселенная.

4. Материалы и их характеристики.

5. Связи между полученными знаниями.

В два последних уровня программы введен дополнительный раздел "Фантазия и реальность".

П уровень программы

Как мы говорили выше, учебный курс начинается со II уровня знаний. В преамбуле говорится, что уровень умственного развития детей, готовых к усвоению этой части программы, приблизительно соответствует уровню развития 2—4-летних нормально развивающихся детей или предоперациональ-ной стадии психического развития по Пиаже.

Цели обучения по программе этого уровня следующие:

1. Накопление у детей словаря, связанного с окружающей действительностью.

2. Развитие внимания к происходящему рядом.

3. Формирование стремления называть окружающие предметы и комментировать происходящие рядом события.

4. Развитие способностей обнаруживать связи между окружающими предметами, учитывая их расположение, форму и характер передвижения.

Развитие умения рассказывать о происходящем, отвечая на вопросы: Что это? Что делает? Из чего сделан?

3 Уровень программы

В кратком введении говорится, что общение детей, приступающих к изучению

этой части курса, должно включать в себя вопросы и ответы, адресуемые детьми друг другу, построенные с помощью слов, не связанных пока грамматически между собой. Способность к чтению у учащихся еще недостаточно сформирована.

Цели учебного курса этого уровня следующие:

1. Улучшение наблюдательности детей и умения описывать события.

2. Воспитание стремления и умения спрашивать о причинах случившегося, желания объяснить это самому.

3. Формирование умения классифицировать предметы по их функциональному назначению.

4. Развитие способности следить за последовательностью событий и запоминать эту последовательность.

5. Развитие языковых возможностей через умение ответить на вопросы типа: "Представь то-то и то-то: что получится?", "Представь, с тобой произошло то-то и то-то: что ты сделаешь?". "Для чего это? Как этим пользоваться?

6. Формирование способности описывать происшедшие события, употребляя выражения типа: потому что, превратилось в . .

4 уровень программы

Учащиеся, приступающие к овладению этой частью программы, должны владеть знаниями и навыками предыдущего уровня. Они уже не должны воспринимать вещи как находящиеся в неизменном состоянии. У них есть представления о том, что с предметами могут происходить изменения, они уже знают, почему происходят эти изменения, и способны их мысленно представить. Им знакомы выражения может быть и будет. Дети способны думать о результате своих действий, прежде чем что-то предпринять, способны устанавливать связи и отношения между предметами. Могут пользоваться союзом и в речи.

Цели обучения по этому разделу программы следующие:

1. Развитие способности определять причину происходящих вокруг событий.

2. Развитие способности делать умозаключения, пользуясь опытом повседневной жизни.

3. Формирование возможности пользоваться предложениями с союзом потому что.

4. Развитие умения более детально объяснять причины происходящих с предметами изменений.

V уровень программы

Ребенок, приступающий к обучению по этой части программы, должен владеть всеми умениями и навыками предыдущего (IV) уровня программы. Он должен владеть представлениями о форме и числе, уметь мысленно представить количество. Учащийся уже способен описывать событие, рассказывать о причинах, его вызвавших, и возможных изменениях ситуации в будущем. Он владеет временными и пространственными мерами, умеет извлекать информацию из книг при чтении.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение ...

Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы
Интегративное понятие «психосоциальное консультирование» базируется, в первую очередь, на необходимости повышения эффективности помощи клиентам за счет интеграции, или синтеза, элементов психологических и социальных технологий. Весьма пр ...

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения
Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения. Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение пр ...