Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки

Статьи по психологии » История развития психологии » Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки

Страница 2

После работ Флуранса френология была скомпрометирована в научных кругах, хотя многие продолжали ею увлекаться.

И все же заслугой Галля следует признать указание на извилины в коре больших полушарий головного мозга как место, где локализованы умственные силы (до него их было принято помещать в мозговые желудочки).

Развитие ассоцианизма Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением различных частей живого тела). Однако обращение к этим органам неизбежно вынуждало осмыслить эффекты их деятельности.

Эффекты же относились к области психологии, на почву которой отныне вынужден был перейти естествоиспытатель. Ведь именно психология имела дело с этими эффектами -ощущениями, восприятиями, представлениями, связями между ними (ассоциациями). Черпать же в психологии анатом-физиолог мог только ту информацию, которую она к этой эпохе наработала.

Между тем эта информация относилась к области сознания субъекта, наделенной признаками, чуждыми материальным телам, стало быть и телесным устройствам из нервов и мышц, ставшим объектом физиологического эксперимента и естественнонаучного анализа. Сознание и организм оказывались двумя полюсами, каждый из них имел собственный теоретический “стержень”.

Все последующее развитие знаний имело общий вектор - преодолеть расщепленность телесного и духовного, объяснить жизнедеятельность организма как целого.

Движение шло в двух направлениях. Со стороны физиологии нарастала тенденция к тому, чтобы возможно теснее “привязать” психические явления к нервно-мышечным. На “полюсе” психологии изменяло свой облик ее главное направление- учение об ассоциациях.

Учение об ассоциациях изначально ценилось благодаря тому, что объясняло связь, прочность и изменчивость психических явлений устройством нервной системы. На нем лежала печать достоверности, присущей научному знанию о физической природе, сделавшему в XVII и XVIII веках гигантские шаги.

Такая печать могла держаться, пока мысль и практика натуралиста не начали осваивать нервную систему, развеивая фантастические представления о ней, подобные тем, которые вдохновляли отцов ассоцианизма Декарта, Локка, Гартли и др.

Все эти картины “нервных трубок”, по которым проносятся жизненные духи, вибраций мозгового вещества и т.п. оказались иллюзорными. Ассоциативная доктрина “зависла” в недрах сознания (или души), ибо лишилась опоры в деятельности мозга. Тем не менее она оставалась единственным направлением, способным не только описывать, но и объяснять психические факты. Ее объяснительный потенциал, созданный успехами механики, давшими новый образ физического мира (в том числе и организма как “вещи” этого мира), все еще сохранялся. Новые теоретики ассоцианизма искали выход в том, чтобы отстоять принцип ассоциации безотносительно к “механике” головного мозга, из законов которой она прежде выводилась.

Этот общий подход отстаивали авторы различных вариантов решения задачи путем “чисто” психологической, не “замешенной” на данных физиологии трактовки ассоциации.

Образцы подобной трактовки уже преподали Беркли и Юм. Идея дальнейшего продвижения в этом направлении получила в первой половине XIX века особую популярность в Англии.

Т. Браун: ассоциация как суггестия Поскольку уже сам термин ассоциация тесно сопрягался с представлением о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов в организме, шотландский философ Т. Браун (1778-1820) предложил взамен термина “ассоциация” термин суггестия (внушение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Браун разделил эти законы на первичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные отличия между Эго-психологией и психоанализом
Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествл ...

Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции
Я-концепция – это система обобщенных и относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом которых является он сам. Весомым источником развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела. Познание ...

Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации ...