Роль семьи в инвариантах развития самооценки ребенка

Статьи по психологии » Социальный и субъектный контексты развития Я-концепции » Роль семьи в инвариантах развития самооценки ребенка

Семья является важной единицей общества, которая формирует структуру личности человека, основы ее Я-концепции. В ней ребенок впервые обнаруживает: любят его, безусловно, или при определенных условиях, сопровождает его успех или нет и т.п. Родители способом своей жизни, стилем поведения и просто присутствием осуществляют на младшее поколение формировочное влияние, когда удовлетворяют или не удовлетворяют нужды в безопасности, нежность, уважению, поддержке и т.п. Соответственно этому ближайшее окружение становится для ребенка приемлемым, комфортным или чужим, вражеским, дистресовым. В тех семьях, где преобладает атмосфера взаимоуважения и доверия, ребенок более приспособлен к жизни, независим, у него лучше самооценка, чем в семье, в которой разногласие и разлад.

Важным фактором развития высокой самооценки потомка есть четко установленные авторитетом семьи полномочия в принятии решений. В такой семье властвует климат взаимодоверия, и преимущественно отец принимает главные решения, которые поддерживают все. Это эффективно потому, что дети ставят перед собой завышенные цели и достигают успеха. Так вот, высокая самооценка детей формируется в сплоченных и солидарных семьях, в которых родители уверены в правильности своих действий и поступков, убежденные в разумности своих дел и образа жизни.

Авторитетно-гуманный стиль семейного взаимодействия дает возможность определить такие условия для развития положительной самооценки ребенка:

1) Безусловного его восприятие;

2) Уважение, доверие, любовь к своему ребенку;

3) Четких и последовательных требований к его поведению.

С помощью соблюдения таких условий родителями ребенок также начинает относиться к себе достойно. Вследствие этого формируется его положительный образ Я, самооценка и вообще Я-концепция.

Разрыв брака и конфликтные отношения становятся источником возникновения серьезных личных проблем для ребенка. Развод родителей часто служит причиной эмоциональных разладов у подростков. У детей, чьи родители разорвали брак, обнаруживают большую склонность к низкой самооценке, чем у тех, которые воспитываются в полной семье. У тех детей, у которых умер близкий человек, преимущественно не имеют существенных отклонений в самооценке.

В любом случае необходимо сосредоточение родительского внимания на ребенке и их естественная заинтересованность им. Если же родители безразлично относятся к успехам потомка, то это предопределяет его низкий уровень самооценки. Тотальная холодность в поведении родителей относительно ребенка будет давать возможность ему ощущать себя отброшенным и отчужденным на протяжении всей его жизнь.

Похожие публикации:

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста
Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на ...

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако ...

Психологическая мысль в средние века
Крушение античной цивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность чит ...