Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной успеваемостью

Статьи по психологии » Социальный и субъектный контексты развития Я-концепции » Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной успеваемостью

В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция приобретает стандарты, которые связаны с конкретными образовательными достижениями. Поэтому школьников с высоким уровнем учебной успеваемости, которых хвалят и к которым прекрасно относятся учителя и родители, подкрепляют свою самооценку и Я-образ позитивом. А вот дети с низким уровнем самооценки большей частью не могут положительно обогащать представления о себе, а потому в них развивается отрицательная Я-концепция.

Известно, что система традиционного образования препятствует достижению идентичности, которая связана в школе почти исключительно с успеваемостью. Эффективную оценку со стороны старших имеют только те дети, которые хорошо учатся. Основным принципом, с помощью которого определяют способности детей, является выявление интеллекта. Наставники существенно не стремятся, чтобы ученики демонстрировали другие свои приобретенные способности. Большинство школьников, которые не имеют высокого IQ, ощущают, что они ни к чему не способные, и поэтому неудача или некомпетентность преследует их. При этих обстоятельствах у них развивается заниженная самооценка.

Авторитарный, монологический стиль традиционных взаимоотношений между учителем и учеником, который направлен главным образом на контроль знаний и поддержку лишь детей с высоким уровнем IQ, не развивает в них творчества относительно выполнения определенной деятельности, не поддерживает критичности суждений и т.п. А у детей со средним или низким интеллектом – однозначно формирует отрицательные Я-образ, самооценка, эмоционально-волевая сфера. Учеников с высоким IQ на класс в среднем приходится 4-5 человек, итак у подавляющего большинства воспитанников утверждается отрицательная Я-концепция. Поэтому традиционная система образования в школе постепенно аннулирует у детей почти все те положительные черты, которые они имели в дошкольном возрасте.

У детей, которые не успевают в обучении, развиваются чувство неадекватности, вины, заниженной самооценки, плохого отношения к другим и представлению о том, что другие также отрицательно думают о них. У таких детей возникает замкнутость из-за того, что учителя в процессе учебного взаимодействия реагируют большей частью лишь на недостатки детей, их ошибки или недоработки. Другие социальные аспекты жизни учеников не берутся во внимание. В результате школьник переносит свою учебную неуспеваемость на собственное представление о себе, как о неуспешной или бездарной личности.

Если на протяжении определенного времени школьник получает положительные оценки, которые отображают правильность выполнения им соответствующих учебных задач, то у него развивается ощущение собственной общей успеваемости в образовательной сфере. И, наоборот, когда преобладают отрицательные оценки, то у школьника формируется ощущение собственной общей неадекватности или неспособности к обучению. Если ученик во взаимодействии с наставником будет чувствовать себя бездарным, то не только он будет неуверен в себе, а и другие начнут относиться к нему как к неудачнику. В связи с этим учителя призваны заинтересовать детей, даже с заниженными способностями к обучению или к изучению определенных дисциплин, переубедить школьника в том, что он талантливый и способен выполнять какую-либо деятельность. Поэтому хороший учитель стремиться всегда давать одинаковые возможности всем детям самореализовываться и самовыражаться.

Похожие публикации:

Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценно ...

Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мими ...

Восприятие величины предмета детьми с нарушениями слуха
Особенности константности восприятия величины предметов у детей с нарушениями слуха. У детей с нарушением слуха по данным исследованиям Э.С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выражена в младшем школьном воз ...