Развитие Я-концепции в период юности

Я-концепция в пору юности становится все более сложным и стойким новообразованием. Это связано с тем, что возникают интеллектуальные, физиологические и психологические изменения как во внутреннем мире молодого человека, так и в его внешнем виде. На этот развивающий процесс Я-концепции юноши или девушки влияют разнообразные факторы, которые связаны с изменением социальных ролей, необходимостью принятия самостоятельных решений, укорами взрослых относительно независимой самодостаточности, выбором ценностных ориентаций, друзей, профессии, самоопределением и половым созреванием. Поэтому поведение такого лица большей частью имеет противоречивый характер.

Время юности – это период физической зрелости и вместе с тем социальной незрелости. Важным для этого возраста становятся взаимоотношения с окружающими и самоанализирование своего внутреннего мира.

Подростки учатся видеть себя словно сбоку, т.е. в них активно формируется зеркальное Я. Такое изменение в индивидуальном мире подростков связанно с развитием их умственных способностей и умением видеть окружающую среду глазами окружающих. Ученики среднего школьного возраста уже начинают понимать значение социальных ролей, установок, мотивов и своих возможностей.

Юноши и девушки в возрасте от 16 до 19 лет постоянно стремятся выделиться среди своих ровесников через собственные значащие достижения, а также демонстрировать взрослость в поведении. Главным событием взрослости здесь является получение уровня генеративности

, как попытки увековечить себя путем внесения чего-то долгосрочного и значащего в окружающий мир. Поэтому юные особы часто стремятся достичь генеративности с помощью раннего создания семьи, продуктивной работы, приобретения автомобиля, необдуманных поступков и т.п.

Соответственно этому выделяют психоаналитические

и социально-психологическиефакторы, которые дают возможность объяснить проблемный переходный период жизнедеятельности субъекта в подростковое время. Первое направление разъясняет следствия такого поведения через психосексуальне созревание, которое порождает эмоционально неуравновешенные отношения с семьей, а второй – с социальной жизнью подростка, т.е. его ролью, статусом в ней.

Пора юности служит причиной изменений в самовосприятии каждой личностью своего Я-образа, самооценки и поведенческих действий. Вообще этот возраст исследователи обосновываются понятием «пубертат», что означает половое созревание. С помощью этого термина характеризуют совокупность биологических изменений, которые появляются в организме подростка. Они влияют на процесс его восприятия себя, окружающей среды.

Главной опасностью на пути к полноценному развитию является избежание в подростковом возрасте ощущения «размытого» Я. Тело юных личностей быстро растет и изменяет внешний вид, их жизнь наполняется новыми противоречивыми переживаниями, как следствие – часто появляется растерянность, пессимизм, апатия.

Адекватное отождествление с близкими – важный механизм развития Его-идентичности. И, даже несмотря на разные подростковые разногласия, если родители тепло взаимодействовали со своими детьми в их раннему возрасте, то и на этапе противоречивого развития своего потомка они смогут ему помочь. Хотя здесь есть одно исключение: подростковое изменение образа тела иногда все таки служит причиной внутреннюю разногласия личности, несмотря на хорошие отношения в семье. Это вызывает определенные трудности на пути персональной адаптированости юноши или девушки к миру, в которых появляется неуравновешенность, тревожность, заниженная самооценка и т.п.

Похожие публикации:

Психологические и социальные последствия зависимого поведения
Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности, интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировке разви ...

Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду "присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии"[4; 112]. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого, сме ...

Личность как психологическая категория
Термин «личность» используется в психологии как в широком, :так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду - совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. В этом широком смысл ...