Я-концепция в пору юности становится все более сложным и стойким новообразованием. Это связано с тем, что возникают интеллектуальные, физиологические и психологические изменения как во внутреннем мире молодого человека, так и в его внешнем виде. На этот развивающий процесс Я-концепции юноши или девушки влияют разнообразные факторы, которые связаны с изменением социальных ролей, необходимостью принятия самостоятельных решений, укорами взрослых относительно независимой самодостаточности, выбором ценностных ориентаций, друзей, профессии, самоопределением и половым созреванием. Поэтому поведение такого лица большей частью имеет противоречивый характер.
Время юности – это период физической зрелости и вместе с тем социальной незрелости. Важным для этого возраста становятся взаимоотношения с окружающими и самоанализирование своего внутреннего мира.
Подростки учатся видеть себя словно сбоку, т.е. в них активно формируется зеркальное Я. Такое изменение в индивидуальном мире подростков связанно с развитием их умственных способностей и умением видеть окружающую среду глазами окружающих. Ученики среднего школьного возраста уже начинают понимать значение социальных ролей, установок, мотивов и своих возможностей.
Юноши и девушки в возрасте от 16 до 19 лет постоянно стремятся выделиться среди своих ровесников через собственные значащие достижения, а также демонстрировать взрослость в поведении. Главным событием взрослости здесь является получение уровня генеративности
, как попытки увековечить себя путем внесения чего-то долгосрочного и значащего в окружающий мир. Поэтому юные особы часто стремятся достичь генеративности с помощью раннего создания семьи, продуктивной работы, приобретения автомобиля, необдуманных поступков и т.п.
Соответственно этому выделяют психоаналитические
и социально-психологическиефакторы, которые дают возможность объяснить проблемный переходный период жизнедеятельности субъекта в подростковое время. Первое направление разъясняет следствия такого поведения через психосексуальне созревание, которое порождает эмоционально неуравновешенные отношения с семьей, а второй – с социальной жизнью подростка, т.е. его ролью, статусом в ней.
Пора юности служит причиной изменений в самовосприятии каждой личностью своего Я-образа, самооценки и поведенческих действий. Вообще этот возраст исследователи обосновываются понятием «пубертат», что означает половое созревание. С помощью этого термина характеризуют совокупность биологических изменений, которые появляются в организме подростка. Они влияют на процесс его восприятия себя, окружающей среды.
Главной опасностью на пути к полноценному развитию является избежание в подростковом возрасте ощущения «размытого» Я. Тело юных личностей быстро растет и изменяет внешний вид, их жизнь наполняется новыми противоречивыми переживаниями, как следствие – часто появляется растерянность, пессимизм, апатия.
Адекватное отождествление с близкими – важный механизм развития Его-идентичности. И, даже несмотря на разные подростковые разногласия, если родители тепло взаимодействовали со своими детьми в их раннему возрасте, то и на этапе противоречивого развития своего потомка они смогут ему помочь. Хотя здесь есть одно исключение: подростковое изменение образа тела иногда все таки служит причиной внутреннюю разногласия личности, несмотря на хорошие отношения в семье. Это вызывает определенные трудности на пути персональной адаптированости юноши или девушки к миру, в которых появляется неуравновешенность, тревожность, заниженная самооценка и т.п.
Похожие публикации:
Основные клинические модели работы с группой
Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группа состоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных ...
Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом.
Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухо ...
Религия и мировоззрение
Женское начало, тем не менее, ассоциируемо народом с самой жизнью с ее неопределенностью и неопределимостью. То есть пренебрежение так называемыми женскими качествами (приписанными и предписанными женщинам в сложившемся типе культуры) ест ...
Навигация