Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом: семьёй, группой, коллективом.
Здесь необходимо оговорить один важный момент, касающийся используемых методов. В любой области социального обслуживания используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки специалиста.
Психологическое воздействие специалиста подчинено определённой цели и направлено на изменение психологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации при условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации.
Однако в задачу специалиста не входит существенное изменение личности, её межличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с клиентом в определённой степени приводит к такому результату.
К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.
Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые.
Также мы определили, в чём состоят особенности методики и технологии психосоциальной работы. Итак, методика психосоциальной работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике.
Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск ресурсов и способов выхода из неё. Предмет исследования методики психосоциальной работы – связь, взаимодействия и взаимоотношения специалиста с субъектом (личностью, группой, семьёй, сообществом), находящимся в трудной жизненной ситуации.
Технология психосоциальной работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др. Технология психосоциальной работы – это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. Психосоциальная технология – это конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приёмов, направленных на достижение оптимального результата.
Итак, отличие технологии от методики психосоциальной работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоциальной работы, а в технологии – на процессе жизнедеятельности клиента, разработке содержания и поиска ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.
Похожие публикации:
В чем состоит структура общения
Общение- сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого. ...
Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
Ассоциация (лат. Associatio – соединение, взаимосвязь) – в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.
Ассоцианизм, или ассоциа ...
Правила беседы
Главное показать собеседнику заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость. Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть естест ...
Навигация