Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы » Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы

Страница 9

Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом: семьёй, группой, коллективом.

Групповая работа может быть посвящена поиску способов решения трудной жизненной ситуации и овладению ими.

Довольно эффективен и продуктивен метод системных решений (семейных и организационных расстановок) [15, с. 19].

Продолжая исследовать основные понятия и категории психосоциальной работы как направления социальной работы, мы переходим к соотношению таких понятий, как «содержание», «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы.

В современной теории нет однозначного определения научных понятий «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы, они только начинают складываться в самостоятельное направление социальной практики. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию методической, содержательной и технологической составляющих в организации психосоциальной работы [15, с. 19].

В современных учебных пособиях недостаточно обоснован понятийный аппарат психосоциальной работы. Не претендуя на полноту, можно представить один из обобщённых взглядов на научно-методические аспекты психосоциальной практики.

Методика психосоциальной работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике.

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения. Предмет дидактики в нашем случае – обучение как средство профессионального образования и воспитания будущих специалистов по социальной работе.

Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск ресурсов и способов выхода из неё.

Предмет исследования методики психосоциальной работы – связь, взаимодействия и взаимоотношения специалиста с субъектом (личностью, группой, семьёй, сообществом), находящимся в трудной жизненной ситуации.

Содержание психосоциальной работы определяет программы психосоциальной помощи и социальной поддержки в методических рекомендациях, реализуется в методах, средствах и организационных формах психосоциальной работы с клиентом в период его адаптации к изменившимся условиям жизни [15, с. 20-21].

Методика психосоциальной работы отражает терапевтическую, организационную, профилактическую, реабилитационную и развивающую функции профессиональной деятельности специалиста на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием психосоциальной работы, взаимодействием с клиентом и построением особых, помогающих отношений с ним, нормативные требования к содержанию психосоциальной работы.

Важное значение для развития методики психосоциальной работы имеет изучение опыта психосоциальной практики, в котором могут получить решении актуальные задачи, ещё не решённые средствами науки. Такой обобщённый опыт служит эмпирическим материалом для теоретического исследования и позволяет решать новые проблемы [15, с. 21].

Ещё одна проблема в теории социальной работы – выявление соотношения методики и технологии различных направлений: медико-социальной, социально-правовой, психосоциальной. Можно выделить 3 основные точки зрения по данному вопросу:

1) среди специалистов-практиков термин «методика» заменяется термином «технология»;

2) «методика и технология органически связаны между собой, где методика понимается как совокупность способов организации процесса, а технология – как средство реализации процесса» [13];

Здесь необходимо оговориться. Методика более конкретна: например, существуют методики работы с детьми «группы риска», или с женщинами – жертвами насилия, или с личностью, переживающей утрату и острое горе. Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие требования, предписания, методы воздействия, ограничения. Технология (например, кризисной интервенции), наоборот, построена на взаимодействии. Функционирование и реализация технологии предусматривают взаимосвязанную деятельность специалиста и клиента на договорной основе (терапевтический контракт, например) с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию терапевтических возможностей специалиста и адаптивных, совладающих возможностей человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, использование диалога и особых помогающих отношений. Поэтому рассматривать технологию как частный случай методики не совсем корректно.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие публикации:

Психологическая классификация компьютерных игр
Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерн ...

Чувства
Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником ...

Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людей зависит и не отстает от развития таких биологических и психологических процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под воздействие ...