Практический путь развития души в учении киников

Статьи по психологии » Практический путь развития души в учении киников

Страница 2

Диоген учил получать удовольствие от презрения к наслаждению. Не верил в судьбу, призывал довольствоваться малым. Философ жил в бочке, не реагируя на насмешки окружающих, считал собак братьями.

Счастье Диоген определял как душевное равновесие. Душа находится в покое, если человек справедлив, а справедливо может жить лишь тот человек, который никого не боится и никого не стыдится. "Жить никого не боясь и ничего не стыдясь, чтобы душа была спокойной и веселой" - говорил Диоген. А если душа не спокойна, то и "золото не принесет тут никакой пользы" Человек справедлив, если он добродеятелен. Кроме того, Диоген добродетельных людей называл подобиями богов.

Главным в его идеях было жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация не естесственно для человека, поэтому Диоген ее и отвергал. Это можно заметить по его образу жизни, Диоген, как и Антисфен носил плащ, брал с собой посох, сумку для еды и жил в бочке. Не признавал государства и называл себя "Гражданином мира".

Важное место в жизни философа занимали так называемые упражнения, которые он разделял на две группы, одно для души, другое для тела. Благодаря упражнениям для тела, утверждал Диоген, развивается привычка, которая непременно ведет к Благодати. Тот, кто стремиться к Благодати должны быть сильны душой и телом, поэтому эти упражнения связаны и не могут быть отделимы друг от друга. Это были не пустые слова, Диоген приводил примеры, в частности он говорил, что в ремесле человек добивается успеху и навыкам с помощью труда и уже лучше выполняет работу благодаря опыту, а если бы этот ремесленник переносил заботу еще и на свою душу, то был бы более ценным и облегчил бы себе путь познания Добродетели.

Диоген был "острый на язык", обладал даром упорно отстаивать свою точу зрения.

Несколько случаев из жизни философа.

· Когда Афины готовились к войне и жители суетились, Диоген вдруг взял свою бочку и начал ее катать. На вопрос : "Зачем ты это делаешь?", Ответил: "Все заняты делом, я тоже!"

· У Диогена был фонарь с которым он ходил днем приговаривая : "Ищу человека"

· Платон, дал определение человека, сказав: " Человек – это животное на двух ногах, лишенное перьев", тогда Диоген в ответ на эти слова принес ему ощипанного петуха, сказав "Вот платовский человек"

· Когда его спрашивали, какое вино ему больше нравиться он отвечал "Чужое"

· Когда кто – то читал своё длинное сочинение, Диоген увидел чистое место в косце свитка и воскликнул : "мужайтесь други! Виден берег!"

· Прося в займы говорил не "Дайте денег", а "Дайте мои деньги!"

· Когда при Диогене похвалили философа Александра Македонского, который был его фаворитом и поэтому обедал с ним, Диоген посочувствовал "Несчастный, он ест лишь тогда, когда угодно Александру!"

· Просил милостыню у статуи, на вопрос "зачем вы это делаете?", ответил: "привыкаю к отказам" Диоген считал, что если приучить себя к худшему, уже не нужно будет страдать, когда это худшее случится, поэтому он летом сидел на солнце, а зимой обнимал статуи со снегом.

Киники о свободе духа.

О свободе духа первым заговорил, как основатель киницизма, Анистфен Афинский. Истоки этой мысли он берет у Сократа, ведь именно он был его учителем. Сократ разделял свободу духа и свободу тела. Свобода духа, по Сократу это разумное, целенаправленное улучшение жизни, при чем, эта свобода должна учитывать все реальные возможности жизни. Анистфен же считал, что дух свободен, когда оказывается без влияния сознательной регулировки. Получается, что жизнь представлена сама себе, естественные потребности человека не безобразны, вполне приличны в обществе. Главная роль уделялась самому жизненному процессу нежели разуму и духовной деятельности. Все низшие потребности человека выступали на первый план, абсолютно не сдерживаясь, и, тем самым проповедовали первобытный образ жизни.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош ...

Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Втора ...

Оценка эффективности психотерапии
Тенденция к интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность делают важным вопрос об эффективности психотерапии — предпосылках, критериями методах ее оценки. Требование разработки критериев и мето ...