Практический путь развития души в учении киников

Статьи по психологии » Практический путь развития души в учении киников

Страница 1

Школа Киников – последователи сократической философской школы, основанная учениками Сократа.

Первоначально основатель школы киников – Антисфен Афинский. Изначально ученик софиста Георгия, который повлиял на философию Анистфена. Затем философ учится у Сократа, становится его последователем и, опираясь на его учения организовывает свою школу киников.

Анистфен называл себя аппокион(от гр. Истинный пес). Но эта первая версия, другая же заключается в названии места, в котором Философ проводил беседы с учениками – Киносарг, что в переводе "Зоркий пес". Но мне кажется, что обе версии верны, Возможно, изначально на Антисфена повлияло название их места, а в последствии он и стал себя называть "Истинным псом". Хотя Антисфен был довольно жесток со своими учениками, порой бил их палкой приговаривая: " врачи тоже бывают грубыми с больными", людей привлекало сюда то, что Антисфен не требовал знания математики (как к примеру Платон), а принципы киников были доступны всем. Кроме того, бросить своё материальное благополучие для того, чтобы стать мудрецом начало даже входить в моду.

Антисфен не верил в греческих богов и не признавал народную религию. Философ говорил что цивилизация отделяет человека от Бога и поэтому не признавал ее. Главной целью, по его мнению, является духовная свобода и личная независимость.

Антисфен следовал учениям Сократа и считал что основная цель философии – изучение внутреннего мира человека, а благо для человека – быть добродетелем, по сравнению с которым другие блага ничего не стоят. Чтобы достичь эти блага Антисфен говорил, что нужно жить подобно собаке, то есть:

1. Отказ от любых материальных благ;

2. Умение отстаивать свою точку зрения;

3. Обладать такими качествами как Верность, храбрость;

Антисфен говорил, что этим благом добродетели можно научить любого, независимо от пола, то есть добродетель может быть как у мужчины, так и у женщины. Добродетель и благородство – тождество. По его мнению, чтобы быть счастливым нужно всего лишь быть добродетельным и для этого ничего не нужно кроме сократовской силы. Добродетель проявляется в поступках человека, а не в красноречивости слов, овладениями знаний, отсюда, кстати, и проявляется их принцип "Отказ от любого знания". Антисфен первым из философов назвал определение понятия: " Понятие есть то, что раскрывает, что есть или с чем бывает тот или иной предмет"

Антисфен уделял большое значение понятию "мудрец". Диоген Лаэртский в своей книге " О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" ясно выделяет эти понятия.

Во-первых, Антисфен считал, что мудрец не в ком и не в чем не нуждается, потому что то, что есть у других принадлежит ему.

Во-вторых, в жизни мудрец соблюдает не те законы, которые установлены в обществе, а по законы Добродетели.

В-третьих, для мудреца нет ничего недоступного.

В-четвертых, мудрец вправе выбирать себе самую красивую женщину в жены, причем, не избегая любовных связей, ведь он мудрец и ему лучше знать, кого любить.

Киники отличаются материализмом. Антисфен считал, что души сходны по форме с телом и имеют материальную основу. Не признавал бессмертия души, религию, не верил в различные суеверия. Его преставления о душе сопоставимы с философией древнегреческих атомистов, которые в свою очередь тоже относились к материалистам.

Между тем Антисфен написал тракт "О любви, рождение детей и браке", но любовь называл злом природы и делом бездельников. Киники считали, что любовь мешает их главной миссии быть наставниками, освободителями человечества, потому что любовь, семья, дети накладывают свои обязательства, а у настоящего киника, по их философии, обязательств быть не должно.

Но большую известность в невозмутимости поведения проявил ученик Антисфена – Диоген Синопский. Его прозвали "собака" или "сумасшедший Сократ" за его грубость и невозмутимость к окружающим.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологическая характеристика понятия «технологии»
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное зна ...

Типы характеров
Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когни ...

Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности ...