Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитывать не только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведений с установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.
Исходя из тех задач, которые ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения (побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные (сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).
Фактическое, т.е. бессодержательное, общение предполагает использование коммуникации исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Чисто информативная цель сообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатора может быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействие он оказал на воспринимающего и понято ли оно верно.
Наиболее сложной задачей коммуникации является реализация намерения повлиять на поведение другого, так как в этом случае необходимо не только понимание значимости сообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров, близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздействия в процессе общения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своей информации, поэтому его монологическая или диалогическая речь должна быть максимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействия предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательные чувства, переживания, стремления людей.
Особое место в анализе коммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативных барьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание и реагирование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами, например, политическими разногласиями, различиями во взглядах, связанными с разницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Также причиной непонимания могут быть и индивидуальные особенности партнеров, например, интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.[1]
Похожие публикации:
«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и
склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.
Впервые термин появляется в работе Карла Юнга (1921) Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, чт ...
Межличностная перцепция
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расши ...
Сенсорика
Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представите лей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощ ...
Навигация