Душа как предмет психологических знаний

Статьи по психологии » Основные этапы эволюции предмета психологии » Душа как предмет психологических знаний

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. [4]

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (лат. “anima” – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.

Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания. [6]

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”. [6]

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно „истекающими” от предметов. [4]

Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать.

Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – "пневмы", стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

Похожие публикации:

Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии
Семья как элементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователей научных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В н ...

Становление Эго-идентичности в школьном возрасте и в период юности
Четвертый психосоциальный этап развития человека начинается от шести лет и длится до двенадцати и отвечает латентной фазе в теории З. Фрейда. Допускают, что в это время ребенок приобретает культурные элементарные навыки, существенно расту ...

Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе
Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве под влиянием возникших в д ...