Понятие социальных представлений в психологии

Статьи по психологии » Особенности представлений студентов о карьере » Понятие социальных представлений в психологии

Страница 1

Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно.

В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма (25, с.23-29). Э.Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «социального реализма»: «Нам нужно, - подчеркивает он, - рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне, как внешние предметы, так как они предстают перед нами» (19, с.45-54).

Теория социальных представлений была детально разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».

Дюркгеймовский метод изучения общественной жизни через коллективные представления чрезвычайно близок С.Московичи (59, с.49-53). С.Московичи призывает изучать психологические процессы на уровне общества: «Исходным пунктом изучения общества является само общество, хотя большинство социальных психологов до сих пор думают иначе» (60, с.56).

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия «социальное представление» является трактовка С.Московичи данного феномена как сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Значение термина «представление» в теории Московичи не эквивалентно тому значению, которое традиционно для психологии, где «представление» есть звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания.

Таким образом, социальное представление – это специфическая форма познания социальной действительности, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.

Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений (88, с.45), это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность (86, с. 27).

Представление – одновременно и образ, и структура изображаемого предмета, то, что обнаруживает смысл вещей, существующих в совокупности, но и то, что в вещах отсутствует или представляется незримым (88, с.90).

Под социальным представлением понимается сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной коммуникации. Социальное представление необходимо человеку для того, чтобы «приручить» новую информацию, преобразовать «странное» и «незнакомое» в «понятное» и «знакомое». Эта необходимость обусловлена тем, что для человека характерна потребность в понимании смысла окружения, в соответствии с которым он выстраивает линию поведения. Только таким путем можно уменьшить опасность разрушения привычного хода вещей и осмыслить социальную реальность (88, с.167).

Понятия и образы, принадлежащие социальным представлениям, фильтруют мотивы, желания, предпочтения, оставляя только те, которыми можно обмениваться и которые можно разделять. Эти представления подготавливают психические содержания к принятию коллективной формы. Представления позволяют мысленно опробовать тот оборот, который примут эти действия; предусматривать формы, которые нужно им придать, и предвосхищать результаты (90, с.80).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Происхождение психологии народов
Романтизм выступает против индивидуализма предшествующей эпохи и проводит мысль, что народ, порождающий язык, нравы и право, сам представляет собою личность. В то же время в этом кроется основа понятия "национального духа", кото ...

Исторический экскурс
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощникам ...

Методы психологии
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического исследования не мог не привести к мысли о н ...