Общительности человека и её роль в социальной среде

Говоря о таком явлении как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что общительность является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей её социальный и нравственный вес, потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций [Литвинцева, 1997; 132].

В ситуации низкого уровня коммуникативности человека, у него может развиться застенчивость. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – им может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Чаще всего люди испытают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Если оно повторяется, то может закрепиться уже как свойство личности. Скованность – явление широко распространенное. Более 80% опрошенных в 1989 г. американцев отметили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивы - либо в настоящее время, либо в прошлом, либо вообще всегда [Зимбардо, 1991; 17]. Для некоторых застенчивость давно является осложнением в жизни. Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в специальных психологических тренингах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет».

В естественных жизненных условиях обучение эффективному общению происходит методом проб и ошибок, когда индивид в реальной ситуации постигает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует репертуары действий и поведенческие этюды, упорядочивает систему понятий, совершенствует коммуникативные средства и вырабатывает в себе умение приспосабливаться к стрессовым влияниям окружающей среды.

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Проанализировав ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить, что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.

Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать подобные трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

Похожие публикации:

Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного ...

Особенности тревожности у младших школьников
Младшие школьники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в поним ...

Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Взрослый ...