Общительности человека и её роль в социальной среде

Говоря о таком явлении как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что общительность является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей её социальный и нравственный вес, потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций [Литвинцева, 1997; 132].

В ситуации низкого уровня коммуникативности человека, у него может развиться застенчивость. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – им может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Чаще всего люди испытают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Если оно повторяется, то может закрепиться уже как свойство личности. Скованность – явление широко распространенное. Более 80% опрошенных в 1989 г. американцев отметили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивы - либо в настоящее время, либо в прошлом, либо вообще всегда [Зимбардо, 1991; 17]. Для некоторых застенчивость давно является осложнением в жизни. Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в специальных психологических тренингах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет».

В естественных жизненных условиях обучение эффективному общению происходит методом проб и ошибок, когда индивид в реальной ситуации постигает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует репертуары действий и поведенческие этюды, упорядочивает систему понятий, совершенствует коммуникативные средства и вырабатывает в себе умение приспосабливаться к стрессовым влияниям окружающей среды.

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Проанализировав ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить, что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.

Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать подобные трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

Похожие публикации:

Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи
Онтогенез (от греч . on, род п. ontos - сущее и .генез) (индивидуальное развитие организма), совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Совреме ...

Специфика невербальной коммуникации
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами уст ...

Характеристика юношеского возраста
Период характеризуется завершением физического развития организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее ра ...