Психология детей с ЗПР

Страница 1

Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова).

Основные формы задержки психического развития.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР:

1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями (повышенная утомляемость, быстрое нарастание усталости, что способствует нарушению темпа интеллектуальной деятельности).

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических состояниях, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Основные варианты задержки психического развития (К.С. Лебединская).

Характеристика основных вариантов ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза

Исходя из этиологического принципа, было выделено 4 основных варианта ЗПР (Лебединская К. С., 1969 ):

1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический, психофизический инфантилизм). У таких детей инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

2) ЗПР соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца).

3) ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии не исключает патологического характера – патохарактерологические развития личности в условиях гипоопеки и т.п.)

4) ЗПР церебрально – органического генеза (причины, сходные с причинами олигофрении – патология беременности и родов, интоксикации, травмы нервной системы. Это сходство определяется органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Необходимы срочные психолого – педагогические коррекционные мероприятия. Характеризуется не только особенностями эмоционально – волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности).

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей (Е.С.Слепович, У.В. Ульенкова. Однако с другой стороны, дефицит в общении с окружающими значительно усугубляет имеющиеся у этих детей нарушения познавательной деятельности (Е.С.Слепович [45]).

На протяжении первых лет жизни дети с ЗПР, как правило, имеют очень ограниченный круг общения с взрослыми, что обусловлено низким культурным уровнем, неблагополучием их семей. Отрицательное влияние на формирование потребности в общении оказывает недостаточное разнообразие видов контактов детей с ЗПР с взрослыми, которые за ними ухаживают. Идя на поводу у пассивности такого ребенка, родители часто ограничивают общение с ним удовлетворением его биологических потребностей. Самостоятельная деятельность ребенка с ЗПР ограничивается как дома, так и в дошкольном учреждении. Инициатива к вступлению в контакт от таких детей исходит не часто, воспитатели же в массовых детских садах сами редко общаются с ними.

Большинству детей с ЗПР присуща повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. В силу того, что они уже успели показать свою несостоятельность в различных видах деятельности, взрослый - это человек, представляющий определенную угрозу, человек, который наказывает за любую неудачу или проступок.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматривает необходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе ...

Сознание. Сознательное и бессознательное
Сознание - это структура, содержащая в себе энергии, несущие информацию о том, кем по-настоящему является Человек. Человек только тогда ощущает себя Человеком, когда энергии Сознания проявляются через него везде, т.е. тело становится про ...

Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мими ...