Специальная психология

Статьи по психологии » Специальная психология

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. (Л. С. Выготский). Т.е. усилия специальной психологии направлены не на сам дефект (как правило, органического происхождения), а социальные последствия дефекта, мешающие самореализации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе.

Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

- психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);

- психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);

- психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

- психологию детей с нарушениями речи;

- детей с ЗПР;

- других категорий детей с отклонениями в развитии:

(- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;

- с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы;

- с нарушениями поведения;

- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения).

Задачи специальной психологии

Основные группы задач специальной психологии

Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии:

1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:

• раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);

• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

• раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

• установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов.

4.Четвёртая группа задач - Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.

Решение этих основных задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии. Выяснение того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональных систем, выявление влияния различных дефектов психического развития на становление личности - определяет решение общих вопросов специальной психологии

Похожие публикации:

Я-концепция наставника
Лица, которые имеют отрицательную Я-концепцию, отличаются тревожностью, агрессивностью, недоверием и т.п. Соответственно этому, не только некоторые дети или подростки имеют плохое само представление, а и учителя или преподаватели, которые ...

Русская психологическая мысль второй половины 19 -начала 20 века социокультурные корни
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание необходимости коренных реформ в российско ...

Общение и деловое общение
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, ...