Процесс познания в учении Д. Локка

Статьи по психологии » История социальной психологии » Процесс познания в учении Д. Локка

Страница 1

Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде "Опыт о человеческом разуме", где придерживается принципа "на опыте основывается все знание". По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.

Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.

Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.

Одним источником идей является объект ощущения, другим - деятельность души.

Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности.

Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта.

Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.

Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.

Вебера - Фехнера закон, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830-34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.):

Например, при исходной массе груза, давящего на кожу, 75 г человек ощущает увеличение его на 2,7 г, при исходной массе 150 г - прирост в 5,4 г. Немецкий физик Г. Фехнер (1858) математически обработал результаты исследований и вывел формулу: S = alnI + b (где S - интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; а, b - постоянные).В. - Ф. з. сохраняется только при средних интенсивностях раздражителя, сильно искажаясь при пороговых или очень больших интенсивностях его.

В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например атомов и молекул.

Сходные идеи развивал В. Вундт, хотя он и ограничивался выделением всего лишь двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как и Э. Титченер, он считал, что восприятие - это нечто большее, чем простая сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Этика делового общения традиционного общества
В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе "меха ...

Психодрама
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено [30]. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – ...

Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией
Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией. В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления меж ...