Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков

Страница 2

5. воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

6. с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой;

7. маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией;

8. правонарушительные;

9. преступные;

10. психически отягощенные.

Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.

Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.

Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

В целом, можно выделить три основные группы негативных явлений, повышающих негативность семейного воспитания:

• неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;

• неблагоприятный социально-психологический климат в семье;

• психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.

Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.

В воспитании подростка определяющим является социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого неполноценное воспитание личности. Свидетельство этого социальные факторы риска, которые более разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени И.А. Семашко. Среди них можно выделить:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);

- социально-демографические факторы (неполная, либо многодетная семья, семьи с повторными браками или сводными детьми);

- социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Как известно, именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли в семье как социального института.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи
Онтогенез (от греч . on, род п. ontos - сущее и .генез) (индивидуальное развитие организма), совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Совреме ...

Причины нарушения здоровья профессионала
Развитие, творчество и осознание смыла жизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцы чувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотят заниматься профессиональной деятельностью до с ...

Познавательные процессы и их характеристика
Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [13] Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (пол ...