Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков

Страница 4

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка:

1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:

• неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;

• «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;

2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:

• так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;

• чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

• повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном внимании к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

• активное формирование потребности общения со сверстниками обостряемое стремлением к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;

• половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.

Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:

1. Нервно-психические заболевания и отклонения. Психические патологии (олигофрения, психозы, психопатии, неврозы) зачастую тесно связаны с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье.

2. Социальная адаптация умственно отсталых детей. Умственная отсталость затрудняет социальную адаптацию. При особых неблагоприятных условиях они легко попадают под десоциализирующее влияние взрослых (преступников).

3. Пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением. А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера.

Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».

Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с различными повреждениями головного мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы на столько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения при определении первопричинности поведения подростка.

Поэтому эффективная профилактика отклоняющегося поведения должна предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды и коррекцию поведения подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Интегральная йога
Интегральная йога (англ. Integral yoga) — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо [55]. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют неск ...

Классификация психотипов личностей в рабочей группе
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей. Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных ...

Выводы
Подход Э. Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурный контекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепции рассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичнос ...